В этом году российские школы выпустили около миллиона человек. В минувшие выходные отшумели выпускные балы. Впереди вступительные экзамены. Уже сейчас абитуриенты строят планы на будущее. По словам специалистов, сегодня все реже выпускники выбирают некогда престижные профессии - учителя и врача, чаще молодые люди идут в юристы, финансисты и экономисты. Профессор МГУ Александр Асмолов считает, что нынешним абитуриентам свойственно стремление к утилитарному успеху.
По мнению научного руководителя Института развития образования Евгения Сабурова, интересы и характеры нынешних выпускников мало чем отличаются от абитуриентов прошлых лет. Жители крупных городов - более амбициозные и целеустремленные. Однако как в мегаполисах, так и на периферии желание получить высшее образование сегодня у школьников выпускных классов гораздо выше, чем прежде.
В некоторой степени эта настроенность на успех может закончиться крахом, говорит Евгений Сабуров: «Им внушили, что успех - это чрезвычайно редкая вещь, надо бежать вперед, брать всяческие высоты. Поскольку не всем этот успех будет сопутствовать, мы опять получим общество неудачников с неприятными чертами: пьянство и что-нибудь в этом роде. У нас не учат, что так называемая (в советской терминологии) мещанская жизнь - иметь свою семью, воспитывать детей, радоваться жизни, заниматься своим огородом - это хорошо. Учат, что это плохо. Вот это очень печально, это тревожное явление».
Давать оценочные характеристики нынешней молодежи - дело неблагодарное, уверен бывший заместитель министра образования профессор МГУ Александр Асмолов. Однако он не отрицает, что нынешним выпускникам свойственен прагматизм: «Прежде всего, когда мы говорим о современной молодежи, мы должны четко знать одну простую вещь, которая относится к разным генерациям. Их никогда не надо причесывать под одну гребенку. Они разные. У них разные установки, разные ценностные ориентации, разные модели успеха в жизни. Но при всех различиях, по данным социологических и социально-психологических исследований, начинает преобладать (я не берусь это оценивать, но факт остается фактом) прагматическая установка. Они нацелены очень часто на прагматический успех. И выбор профессии, выбор вуза, так или иначе, диктуется тем, насколько после этого вуза будет обеспечен этот прагматический успех. Вот одна из ведущих линий, которые показывает данный опрос».
Последний опрос, проведенный социологами Левада-центра, показал, что респонденты в возрасте до 18 лет предпочитают экономическое или юридическое образование (так ответили 24 процента опрошенных). Социолог Ирина Палилова рассказывает, что на вопрос, кем бы вы хотели видеть своих будущих детей или внуков, нынешние абитуриенты отвечали так: 20 процентов желают видеть своих детей и внуков программистами и специалистами в области высоких технологий, 18 процентов - врачами, столько же - предпринимателями. 13 процентов хотели бы, чтобы дети и внуки были директорами банков, 14 процентов видят в них квалифицированных рабочих. 12 процентов опрошенных желают видеть своих детей и внуков инженерами, 9 процентов - военными.
Только 7 процентов опрошенных хотели бы видеть своих детей учеными, преподавателями вузов, спортсменами, владельцами магазинов. Не в почете сегодня и творческие профессии - артисты, музыканты, художники, писатели и журналисты. «Еще меньше - 6 процентов – видят своих детей политиками или министрами, - продолжает Ирина Палилова. - А социологами, политологами, маркетологами или рекламщиками - вовсе 5 процентов. Стремление к карьере школьного учителя в своем будущем ребенке поддержали бы всего 4 процента опрошенных, фермера - 2 процента. 1 процент готов видеть свое чадо в сане священника». По словам сотрудницы Левада-центра, результаты этого опроса не очень сильно отличаются от результатов опроса 2006 года.