Работодатели могут предъявлять права (собственности) на данные, внесенные работниками в онлайновые социальные сети - такие как Facebook, MySpace или Bebo. Такое мнение юристов, специализирующихся в вопросах интеллектуальной собственности, сообщает The Register.
К таким выводам юристов привело судебное решение, обязавшее журналиста передать свой "список контактов" бывшему работодателю после того, как журналиста уволился.
"Если сайт социальной сети используется для работы с информацией, касающейся ваших профессиональных обязанностей, если данные заносятся в ходе вашей работы – они являются собственностью компании", подтверждает Катрин Тернер, эксперт юридической фирмы Pinsent Masons. По ее словам, пользовательский профиль целиком или его часть, связанная с работой, может считаться собственностью работодателя, несмотря на то, что он был создан и находится в виртуальной среде, предназначенной для личного общения.
"Если работодатель сможет доказать, что вы создали что-то в рабочее время, то место, где это что-то хранится, - не имеет значения. С точки зрения закона важно не "где хранится", а обстоятельства, при которых были созданы записи. - считает Тернер. - Если вы создаете список контактов или какой-либо документ в рабочее время с использованием рабочего компьютера, и данные хоть в какой-то мере относятся к вашей работе или представляют ценность для работодателя, - у него будут очень серьезные основания считать данные своей собственностью".
Дело компании PennWell Publishing (UK) Limited против своего бывшего сотрудника Джуниора Айлза (Junior Isles) является судебным прецедентом, который доказал, что успех претензий работодателей на контент работников может оказываться неприятным сюрпризом для последних.
Айлз поступил на работу журналистом в PennWell, уже имея электронный список контактов в социальной сети, и пополнял его во время работы там. Когда он ушел в конкурирующую компанию, PennWell запретила ему забирать свой списк контактов с собой.
Айлз заявил, что список контактов является его личной информацией, и только 20% его было добавлено, пока он работал в PennWell. Он утверждал, что "конфискация" списка нарушит его гражданские права и его свободу журналистской деятельности. Но суд постановил, что список контактов принадлежат PennWell, и что ответчику следовало вести раздельные списки контактов – личных и профессиональных. Впрочем, суд признал право Айлза взять личные контакты и те, которые он принес с собой, поступая на работу в PennWell.
Поскольку Айлз пытался забрать весь список, компании было разрешено блокировать всю базу данных его контактов и наложить запрет на его доступ к базе данных. Впрочем, свои личные контакты он в конце концов получил.
То, что данные имели цифровую форму и "личный характер" – не сыграло никакой роли. Юрист Катрин Тернер считает, что хотя правила внутреннего распорядка фирмы имеют значение в данном вопросе, наличие в них прямого указания на права собственности фирмы не является обязательным, поскольку эти права подтверждены общими законами. "Закон гласит, что если вы создаете любые авторские материалы в рабочее время: пишете ли, фотографируете, рисуете ли карикатуры, снимаете фильм, - если это создается в ходе работы, то принадлежит работодателю. Записано это явно в положениях и договорах или нет – не важно", - говорит она.
Сайты социальных сетей и материалы, опубликованные в них, существуют не в вакууме. Люди могут думать, что это "параллельная реальность", не пересекающаяся с их трудовыми буднями. Но по сути часто оказывается не так - таков вывод из печальной истории Джуниора Айслза.
Вообще, личная жизнь сотрудников никогда не заканчивалась с началом рабочего времени. Эпоха Интернета просто привнесла новые ноты в этот конфликт личного и служебного. Так, например, блоги сейчас стали главным местом утечки корпоративных секретов. С другой стороны, работодатели устраивают перманентную слежку за сотрудниками, что превращает взаимоотношения начальников и подчиненных совсем уже в антагонистические.