Новости

Распечатать
07 апреля

Политика РУСАЛа могла спровоцировать забастовку на «Красной шапочке»

Эксперты отмечают обоснованность требований бастующих и прогнозируют повторений акций.

Cвердловские шахтеры, которые неделю провели под землей, пытаясь отстоять свои права, поднялись на поверхность. Вроде бы все, проблема, которая неделю приковывала внимание к Среднему Уралу со стороны федеральных властей, СМИ, правозащитников и просто небезразличных людей, решилась. Но нет, на сегодняшний день чиновникам, профсоюзам и самим горнякам предстоит решить массу вопросов, дабы не повторить этих событий и прийти к какому-то компромиссу. Об истинных причинах забастовки, возможных вариантах развития событий и вынужденных уступках руководства РУСАЛа – в материале «УралПолит.Ru».

В настоящий момент на шахте СУБРа создана специальная рабочая группа, состоящая наполовину из представителей руководства, которой и предстоит принять какие-то решения по тем требованиям, которые выдвигали бастующие. По оценкам наблюдателей, руководству РУСАЛа в любом случае придется уступить шахтерам и выполнить главное их требование – повышение заработной платы. Как отметил в разговоре с корреспондентом «УралПолит.Ru» депутат свердловской областной думы Евгений Артюх , представляющий интересы горняков, трудовой договор, который в настоящее время существует между руководством СУБРа и профсоюзами, предусматривает повышение зарплаты в течение года на 25 % по отношению к 2006 году. Однако то повышение, которого добиваются горняки, в любом случае должно перекрыть запланированное. «Поэтапное повышение в рамках договора идет, но оно не успевает за ростом цен, а ведь забастовку подхлестнул и рост цен в декабре, и увеличение стоимости услуг ЖКХ с первого января. И это повышение, о котором идет речь, должно перекрыть запланированное договором», – заявил Евгений Артюх .

Однако ранее руководство РУСАЛа заявляло, что компания не в силах повысить заработную плату рабочим в связи с тем, что экономические ресурсы предприятия этого не позволяют. Как пояснил «УралПолит.Ru» депутат Государственной думы Александр Бурков пока трудно говорить об экономических ресурсах компании: «Мы как люди со стороны не видели полностью экономику предприятия, его финансового плана. Да, мы увидели, что были нарушения по заработной плате, ее действительно снизили, уменьшили ряд социальных выплат. А вот насколько можно повышать, можно говорить лишь после ознакомления с цифрами, а мы с ними не знакомы в полном объеме», – рассказал депутат Госдумы. В настоящий момент позиция РУСАЛа, непосредственно по этому вопросу, никак официально не оформлена. Накануне председатель федерации профсоюзов Свердловской области Андрей Ветлужских сообщил журналистам, что, судя по его личным разговорам с представителями компании, их позиция также пока окончательно не ясна: «С одной стороны, они говорят, что экономических возможностей для повышения оплаты труда рабочих нет, но, при этом отмечают, что сейчас стоимость алюминия растет, и они надеются на решение этой проблемы», – рассказал Ветлужских.

Вместе с тем, наблюдатели заявляют, что проблема с заработной платой на предприятиях РУСАЛа связана не столько с экономическими возможностями компаний, сколько непосредственно с политикой нового руководства после объединения с СУАЛом. «Я считаю повышение зарплат возможным, потому что представители профсоюзов, с которыми я общался, а именно Горнометаллургического профсоюза Урала, заявляли, что пока они были в составе СУАЛа, эти вопросы решались. Сегодня они говорят, что пока не увидели лица РУСАЛа, то есть его ресурсы, не могут почувствовать, что это за компания. Это порождает неопределенность, нервозность, на фоне которой шаги, направленные на сокращение социального пакета, выливаются в такие акции протеста как забастовка», - сказал href="/lib/persons/person_160.html" id="person_160">Евгений Артюх.

Стоит отметить, как ранее уже писал «УралПолит.Ru», по мнению представителей профсоюзов, на всех предприятиях СУБРа еще до начала свердловской забастовки назревала серьезная социальная напряженность, которую отмечали председатели профсоюзов всех предприятий РУСАЛа. И в тот момент, когда на российском уровне начались переговоры между всеми профкомами и руководством компании, на «Красной шапочке» началась забастовка. «Забастовка эта вполне обоснована, ситуация была очень накалена, работодатель вместо того, чтобы идти на контакт с горняками, пытался попросту подавить стремление обсуждать эти вопросы», – отметил Александр Бурков .

В свою очередь Евгений Арттюх подчеркивает, что свердловская забастовка – только первый шаг в активной борьбе рабочих РУСАЛа, и ни одно предприятие не застраховано от повторения этих событий: «Это единая система, если возникла проблема в одном элементе системы, то возникнет и в другом. Во всей этой бизнес-структуре менеджменту следует обратить внимание на вопросы социальной политике и подумать о социальной ответственности бизнеса. Если социальная политика не будет меняться, то забастовки могут начаться и на остальных предприятиях», – считает Артюх.

В настоящий момент в свердловском областном суде готовиться судебное разбирательство по иску СУБРа к бастующим шахтерам, в то время как в ходе переговоров уже удалось договориться о том, что никаких репрессивных мен по отношению к бастующим применяться не будет. «Сам факт прекращения забастовки не мешает СУБРу как истцу прекращать требования о признании незаконности этой акции, для того, чтобы юридически через решение суда закрепить тот факт, что это была незаконная забастовка. Дальше можно будет попробовать привлечь виновных к ответственности. Они могут только закрепить и ничего не делать, а могут не закреплять, но тогда исковое заявление будет отозвано. Однако пока по этому вопросу позиция не ясна», – рассказал Евгений Артюх .

Стоит отметить, что руководство области практически самоустранилось от решения проблемы на предприятии, попросту не пожелав разбираться в таком остром социальном конфликте. Губернатор Эдуард Россель на своей пресс-конференции заявил, что вмешивался в подобный конфликт в 2003 году, когда было остановлено все производство, и сейчас решать такую проблему нужно руководству и самим шахтерам. Впрочем, как сообщил корреспонденту «УралПолит.Ru» руководитель администрации губернатора Александр Левин , тот факт, что шахтеры прекратили забастовку, руководство области восприняло как позитивный шаг. «Мы не хотели, чтобы они там находились ни одного дня и добивались выполнения своих требований такими методами. Эта ситуация разрешилась вчера в районе полуночи, о многом вы просто не знаете. Эдуард Россель всегда находится на стороне рабочих, но чтобы они решали свои вопросы цивиллизоваными методами. Он предупреждал руководство о необходимости повышения зарплат, о выполнении социальных требований. Многие, кто постарше помнят, как в середне 90-х, когда был подобный конфликт, Россель один пошел в разъяренную толпу успокаивать людей», - рассказал Левин.

В настоящий момент в Североуральске продолжает свою работу по урегулированию конфликта специальная группа, и именно ей предстоит окончательно его решить и каким-то образом найти компромисс. Стоит заметить, что несмотря вступление России в эпоху рыночной экономики зачастую вопросы между работодателем и рабочими приходится решать именно такими методами. В случае, если требования горняков будут удовлетворен, специалисты ожидают, что волна забастовка охватит не только другие территории Росси, но вполне может перекинуться и в другие отрасли, где существет социальная напряженность. Случам, когда реальная зарплата рабочих значительно ниже оглашаемой, нередки, и можно предположить, что многие последуют громкому примеру горняков «Красной шапочки» для того, чтобы заставить руководство выполнять их требования и привести в соответствие реальные и официальные показатели зарплат.

© Экспертный канал «УралПолит.Ru»

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Вход | Регистрация