В первые годы после крушения СССР в России (как и в большинстве бывших советских республик) сложилась типичная для стран «третьего мира» картина: тончайший слой богачей соседствовал с огромными массами бедных и просто нищих. Так называемого «среднего класса» (имеется в виду исключительно уровень доходов) поначалу просто не было (где-то до середины 1990-х годов), но и появившись, он был до неприличия мал и сосредоточен почти исключительно в одной Москве.Сменилось тысячелетие, но ситуация не спешила исправляться. И вроде бы совсем недавно президент В.В.Путин поставил задачу: сократить разрыв в доходах между социальными слоями и добиться расширения среднего класса.И только что опубликованный доклад о динамике доходов населения в 2006 году, подготовленный Всероссийским центром уровня жизни, показывает, что определенный прогресс в этом направлении все же достигнут — средний класс (к нему в данном случае относятся люди, чей месячный доход составляет от 6963 — это минимальный потребительский бюджет — до 20 504 рублей на члена семьи) численно увеличился. Если в 2005 году на долю среднего класса приходилось 38,7 процента жителей страны, то в последнем квартале 2006 года — 40,4 процента. Прирост — хоть и небольшой — но все-таки есть. Правда, следует упомянуть, что существуют и другие точки зрения.
Так, согласно оценкам Института социологии, средний класс в России составляет от 20 до 22 процентов населения. Однако оптимизм внушает тот факт, что сокращается число бедняков — то есть тех, чей месячный душевой доход ниже прожиточного минимума. Если в 2005 году таких было 13,3 процента жителей страны, то в 2006 — 11,9 процента. Опять-таки — не слишком заметный, но прогресс. Тех же, чей доход превосходит прожиточный минимум, но не дотягивает до минимального потребительского бюджета, также, по сравнению с позапрошлым годом, стало меньше, правда, лишь на один процент: 38,5 против 39,5 процента. Однако разрыв в доходах сохраняется. Неизменным остался децильный коэффициент, то есть отношение доходов 10 процентов самых богатых россиян к 10 процентам самых бедных. Как и прежде, он составляет 7 — здесь Центр уровня жизни серьезно расходится с Росстатом, отметившим в прошедшем году значительное сокращение разрыва. Значительно увеличились доходы богатых — тех, кто в месяц имеет больше 20 504 рублей на члена семьи. Доклад гласит: «В 2006 году, по сравнению с 2005 годом, наблюдалось усиление концентрации роста зарплат в группе «обеспеченных» работников. Иными словами, зарплаты, конечно, растут по всей стране — но быстрее всего они растут у тех, кто и так неплохо зарабатывал. Так что, к сожалению, России пока еще не удалось уйти от «третьего мира» настолько далеко, как хотелось бы. Общеизвестная истина: чтобы российское общество было стабильным и благополучным — средний класс в нем должен составлять большинство (вспомним социологическое понятие «общество двух половин»). В реальности же это, мягко говоря, не совсем так.
Даже если мы отвергнем оценку Института социологии и согласимся с данными ВЦУЖ, картина получится далекая от благополучной. Судите сами. «Середняков» у нас 40 процентов, а тех, чей доход выше минимума, но до среднего не дотягивает — 38,5, то есть почти столько же. И этих людей вообще-то с полным правом можно назвать бедняками — вряд ли кто-то станет утверждать, что на 7 тысяч в месяц можно жить достаточно комфортно. Иными словами, средний класс в России не только не составляет большинства, но и не может быть серьезной общественной силой — опорой существующего порядка. И к Африке мы по-прежнему стоим ближе, чем к Европе. Если у кого-то и есть основания быть довольными ситуацией, то только у богатых — тех, чей месячный доход превышает (и порой весьма значительно) двадцать с половиной тысяч рублей. А таких у нас в 2006 году набралось всего 9,2 процента населения. Их доходы продолжают расти. Они покупают дома и шикарные машины, они катаются на курорты и бойкотируют Куршевель, для них работают казино и дорогие рестораны…
Вот только остальные 91,8 процента россиян почему-то не хотят порадоваться за своих сограждан.