В январе о сокращении персонала заявили 51% промышленных предприятий, говорится в исследовании Института экономики переходного периода (ИЭПП). Это самый высокий уровень за всю историю мониторинга, с 2003 года. Если во втором квартале 2008 года индикатор составлял 8%, в третьем — уже 18%, то в четвертом квартале достиг 35%.
В наибольшей степени увольнения коснулись работников в производстве стройматериалов (73% предприятий), в черной металлургии (67%), в химии и нефтехимии (54%), уточняют эксперты ИЭПП.
При этом кадровые планы предприятий в январе 2009 года по сравнению с планами октября 2008 года не ухудшились, утешают авторы исследования. Поэтому, в феврале-марте текущего года увольнения продолжатся, но увеличения их масштабов не будет, прогнозируют они. Экономист Альфа-банка Ольга Найденова тоже ждет замедления темпов роста безработицы. «Рост числа безработных теперь можно будет регулировать оплатой труда. Рано или поздно безработные начнут соглашаться на низкую зарплату», — поясняет она.
«Изменение темпов роста безработицы предсказывать сложно, но можно точно сказать, что безработица будет увеличиваться как минимум в течение всего 2009 года», — замечает заведующий кафедрой экономики труда и народонаселения Высшей школы экономики Сергей Рощин.
По словам заместителя директора Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Ростислава Капелюшникова, ожидать замедления темпов роста безработицы означает «считать, что пик скорости кризисного падения уже позади». «Но как можно быть в этом уверенным? — удивляется он. — Безработица будет расти, это понятно и ожидаемо, но каких-то запредельных уровней она не достигнет».
Сергей Рощин обращает внимание на опасность роста безработицы для моногородов. «В России много моногородов, градообразующие предприятия которых принадлежат к отраслям производства, наиболее страдающим от кризиса. У людей, уволенных с предприятий таких городов, нет возможности найти другую работу», — рассказывает экономист.
Например, главный конвейер «АвтоВАЗа» с 29 декабря 2008 года до 2 февраля не работал, работники находились в принудительных отпусках. Со 2 февраля на заводе установлена 4?дневная рабочая неделя. В четверг главный конвейер предприятия снова приостановил работу, официально — из-за проблем с поставками на завод ряда комплектующих. Срок запуска не определен.
Эта же проблема, по словам Сергея Рощина, может затронуть и часть крупных индустриальных городов, в которых большинство предприятий принадлежат к одной отрасли промышленности, испытывающей дефицит спроса.
Промышленные предприятия стараются избегать масштабных увольнений, отмечается в докладе ИЭПП. «Предприятия, наученные горьким опытом кадрового голода последних лет, пока предпочитают придерживать наиболее ценных работников, оценивая их как избыточных, но понимая, что найти и вернуть их обратно с восстановлением экономического роста будет сложнее и дороже, чем удерживать в штате», — говорится в исследовании.
Профессор Российской экономической академии имени Плеханова Лариса Карташова признает существование этой тенденции. Она одобряет предусмотрительность руководителей, которые при первых признаках спада «не спешат сокращать работников, даже если те пока не востребованы». «По мере преодоления экономических трудностей опять встанут проблемы набора персонала, которые, как правило, связаны с дополнительными затратами. Например, если обратиться к кадровым агентствам, то им придется платить примерно 25—30% от годового заработка подходящего кандидата, не говоря уже о затратах на обучение и адаптацию новых работников», — поясняет она.
Создание работоспособной команды также будет проблемой и потребует времени, добавляет профессор. «Поэтому, если у предприятия есть хотя бы отдаленные перспективы выхода из кризиса, то руководителям стоит постараться удержать ценных работников, пусть с помощью сокращения зарплат или длительности рабочего дня», — полагает экономист.
Лариса Карташова отмечает, что обычно квалифицированные сотрудники не выдерживают подобных методов сокращения издержек более шести-девяти месяцев. «Да и предприятию нецелесообразно содержать избыточные кадры в течение нескольких лет, если оно явно вошло в затяжной период спада», — говорит Лариса Карташова.
Но исследование ИЭПП в целом оптимистично. Эксперты института отмечают новые позитивные тенденции в экономической динамике. Начинают замедляться темпы снижения спроса, это приводит к коррекции предприятиями динамики выпуска продукции. «Предприятиям при помощи решительной корректировки своей ценовой и производственной политики удалось нащупать равновесие между спросом и предложением и остановить дальнейшее затоваривание складов», — утверждается в исследовании.
Новости
Распечатать18 февраля