За последние две недели число безработных в России выросло более, чем на 70 тысяч человек. Рабочие места сокращаются даже там, где еще недавно это казалось невозможным. Финансовый кризис коснулся одного из основных атрибутов делового человека - личных телохранителей.
Его прозвище - его работа. Он - Паша фейс-контроль. Большой знаток московской ночной жизни. На входе Паша всматривается в лица, а в клубе про него поют. Поют и финансы знаменитостей. Известных лиц в клубах стало меньше. Раньше было веселей.
"Стали экономить. Раньше люди тратились, угощали шампанским. Сейчас всё скромнее. Многих нет - кризис. Дома сидят, по клубам не ходят", - говорит Павел Пичугин Pasha.
А если и ходят, то без охраны. Или без её прежнего количества. До кризиса в Москве шутили: у каждого охранника есть свой охранник. Эскорт телохранителей был частью имиджа "звезды". В кризис охрана уже не роскошь, а только средство безопасности.
"Меньше потребности в охране. Многие мои друзья отказываются от личной охраны", - объясняет Павел Пичугин.
Куда устроиться телохранителю? Бывший пограничник Пётр Павлов в кризисный 1998 год уехал в Казахстан и 5 лет охранял президента Назарбаева. Вернувшись, дослуживал в милиции. Теоретически, снова попасть в систему МВД до 45 лет можно. Но он считает это маловероятным.
"По неписанным законам, негласно, это на усмотрение руководителя кадрового аппарата различных ведомств. Они, как правило, обратно стараются не брать", - рассказывает Пётр Павлов, инструктор ЧОП по подготовке.
Кирилл попал в непростую ситуацию. Спрос на телохранителей падает, но он считает, что без дела не останется.
"Не скажу, что прямая дорога в криминал. Сейчас не 90-ые годы. Тогда не было работы, поэтому народ шёл в криминал. Заняться было нечем. Человек с руками, ногами, головой найдёт себе работу", - уверен телохранитель Кирилл Комаров.
Он решил: если сократят - уйдёт в обычные охранники. Лучше получать меньше, но работать в ЧОП, чем получать больше и быть вне закона. В свои 37 он профи высшей категории, на которых спрос всегда будет.
"Может в этот сложный период, когда будет идти ломка, возникнут трения между акционерами. Тогда, возможно, на каком-то этапе им придётся обеспечивать большую безопасность", - говорит Дмитрий Каплин, эксперт, директор издательского дома "Мир Безопасности".
В школе частной охраны - пора переаттестации. Охранники волнуются. Раньше был дефицит кадров, и сессия была формальностью. Теперь же превратилась в состязание. В классе надо блеснуть умом, а в спортзале - мышцами. За сохранение зарплаты приходится бороться.
"Я вот знаю, руководители многих солидных компаний говорят, что у них уже на 1/3 сократилось количество объектов, которые они охраняют", - подытоживает Дмитрий Каплин, эксперт, директор издательского дома "Мир Безопасности".
Руководитель крупного охранного синдиката поясняет: до кризиса структуры заказчиков были раздуты. Сейчас ликвидируются вспомогательные офисы, а в головных людей заменяют техсредства.
"Там, где стояло 3-4 поста, появляется оператор, который наблюдает за системами видеонаблюдения, разграничения доступа, охранной сигнализацией, пожарной сигнализацией и резервные группы, которые реагируют на воздействие техники", - объясняет Игорь Вергунов, руководитель охранного синдиката "Национальная гвардия".
Есть и более ухищрённые схемы экономии. Можно уйти от налогов и оставить сотрудников при тех же деньгах и в прежнем количестве.
"Многие крупные охранные предприятия переходят в тень. Уходят из-под действия закона. Особенно это в Подмосковье чувствуется. Стоит тот же человек, бывший охранник, но с табличкой "контролёр" или "администратор", - уточняет Дмитрий Каплин, эксперт, директор издательского дома "Мир Безопасности".
Отказ от охраны - крайняя мера. Бездействующий завод всё равно надо охранять. На безопасности экономить - опасно. На многих предприятиях в Москве персонал отправляют в неоплачиваемый отпуск, но охране продолжают платить. Меньше, чем прежде, но это лучше, чем ничего. Поэтому устроиться в ЧОП - выход для многих, оставшихся без работы.
Ещё недавно Валентина Сидорина пекла хлеб в Мурманске. Попав под сокращения, уехала в Москву. Нашла вакансию в охранной фирме, прошла курс обучения и сейчас с дубинкой, в форме сидит на проходной объекта "Мосэнерго".
"Пока я кризиса не чувствую. Работаю, как работала. Зарплата та же. Цены только в магазинах подскочили, но мы люди привычные", - уверяет Валентина Сидорина, охранник ЧОП.
Таких, как Сидорина в России - почти миллион. В Череповце на курсы охранников с прицелом на Москву поступают безработные сталевары. Простаивающие крупные предприятия в регионах уже не в состоянии оплачивать лицензированную охрану. Нанимают сторожей из гастарбайтеров. Только из Ярославской области в столице вахтовым методом готовы работать 800 охранников. По тем же расценкам, как и в Ярославле. Уходить из охраны некуда. В Москве сейчас реально не хватает только дворников.
Новости
Распечатать19 февраля