"Труд" выяснил, почему это вредно. Оказалось, что российский МРОТ - один из самых маленьких. Кроме того, в нашей стране этот показатель имеет мало общего с жизнью. Богатым регионам в нынешнем состоянии он не нужен, а бедным только мешает.
Ориентироваться на эти показатели России пока не стоит. "Приближать МРОТ к средней оплате труда имеет смысл только в стране с развитой экономикой", - считает Евгений Гонтмахер, руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН. В США и Европе разница в доходах и производительности труда работников меньше, чем в России, поэтому повышение МРОТа имеет смысл.
Российский МРОТ вырос почти в два раза сравнительно недавно - в начале 2009 года, с 2300 до 4330 рублей. Из-за этого зарплата у некоторых работников не выросла, а упала. Например, Геннадий, директор сельской школы в Башкирии, встал перед нелегким выбором. Ему нужно было повысить зарплату уборщикам с 3500 рублей при том же зарплатном фонде. Ему пришлось урезать зарплату учителям с 12 тысяч на 10-30%, чтобы зарплата уборщиков была не ниже МРОТ. "Другого выхода не было", - лаконично объясняет он свое решение.
Проблема МРОТа в том, что он устанавливает некую минимальную планку оплаты труда, ниже которой платить запрещено. "Работники, производительность труда которых ниже этого уровня, могут просто потерять работу, а потому непродуманное повышение МРОТа ведет к росту безработицы", - объясняет Владимир Гимпельсон, директор Центра трудовых исследований ГУ-ВШЭ. И увеличение числа безработных в последние полгода связано, по его мнению, не только с кризисом, но и с увеличением МРОТа.
Позади планеты всей
Проблема российского МРОТа в том, что он устанавливается на федеральном уровне, единый для всех регионов, доходы в которых могут сильно различаться. Работодатели в бедных регионах всячески увиливают от выплаты зарплаты не ниже МРОТ. Женя Тростынских разносит старикам лекарства и еду в Бузулуке, небольшом городе Оренбургской области. Ее зарплата сейчас - 3200 рублей. Зарплату в размере МРОТа она получила только один раз - в январе. В феврале ее и коллег попросили написать заявление о режиме неполного, шестичасового рабочего дня. Нагрузка не изменилась, им по-прежнему приходится работать и по семь, и по восемь часов. Но липовый график оправдывает зарплату ниже минимальной.
В Китае, например, проблему неравенства доходов и МРОТа решают централизованно: он устанавливается по провинциям в зависимости от среднего дохода местных жителей и колеблется от 35 до 100 долларов в месяц (для таблицы взято среднее значение). Этот способ подошел бы и России, но чиновники считают, что он противоречит Конституции. "Сам институциональный механизм регулирования МРОТа очень плохой, поскольку не базируется на социальном партнерстве, а является инструментом политики", - объясняет Владимир Гимпельсон.Идеальный вариант, по его мнению, - это когда о величине МРОТа договариваются профсоюзы и работодатели.
Сложный денежный вопрос
Подобная практика действует во многих европейских странах, например в Германии и Италии. Если немецкий отраслевой профсоюз договорился о величине МРОТа, то эта договоренность распространяется на всех работников отрасли без исключения. "Соответствующая норма прописана в законе страны", - рассказывает Стен Петерсен, главный специалист по деятельности трудящихся отделения МОТ в Москве.
В России есть примеры таких соглашений, например в металлургической отрасли. В апреле 2006 года ГМПР, отраслевой профсоюз, и АМРОС, объединение работодателей, подписали отраслевое соглашение. Величина МРОТа для работника там прописана не меньше 1,2 прожиточного минимума в регионе. Отказаться от выполнения этого соглашения могли только работодатели, чьи профсоюзы не входили в ГМПР. В течение 30 дней они должны были направить в инспекцию по труду мотивированный отказ. Как правило, им шли в этом навстречу.
Кризис изменил эту договоренность. Осенью 2008 года ГМПР и АМРОС попытались договориться о новом отраслевом соглашении. Предполагалось, что новое соглашение будет подписано в конце декабря, но стороны договорились только в марте. Профсоюзы пошли на уступки в отношении МРОТа. Теперь работодатель в случае денежных проблем может отказаться от выполнения пункта о минимальной оплате труда. "Пока никто из предприятий этого не сделал, и если это произойдет, мы тут же об этом узнаем", - рассказывает Михаил Тарасенко, председатель ГМПР. Немецким профсоюзам в прошлом году подобную норму в законе отстоять удалось.
Опыт
Как регулируют МРОТ в различных странах
США
Величина МРОТа здесь индексируется каждый год 24 июля. В этом году она вырастет с 6,55 до 7,25 доллара в час. За последние два года МРОТ в США вырос более чем на треть с 5,15 доллара в час. Для работников моложе 20 лет устанавливается зарплата не меньше 4,25 доллара в час. Кроме того, министерство труда предписывает определенным работодателям вешать постеры с информацией о величине МРОТа и оплате сверхурочной работы. Варианты постеров существуют на 7 языках, включая русский, испанский и китайский.
Канада
Новое значение МРОТа устанавливается 31 марта каждого года. Он различается для разных категорий работников, например студентов, надомных работников, официантов-сомелье, а также охотничьих и рыболовных гидов. У последних зарплата указана не за час, а за день, ведь время их работы зависит от состояния угодий. Если работа связана с чаевыми, то работодатель должен компенсировать работникам недополученные в виде чаевых деньги до минимального размера оплаты труда.
Великобритания
Федеральный МРОТ в стране действует с 1 апреля 1999 года. Распространяется он только на работников старше 22 лет. Пожаловаться на работодателя, который платит зарплату меньше установленного минимума, можно тремя способами: позвонить по горячей линии; распечатать, заполнить и отправить по почте жалобную форму; заполнить специальную форму в Интернете.
Мнение
"Нужно учитывать возможность подхалтурить"
- Какие существуют способы у работодателей платить работникам меньше МРОТа?
- Вообще работодатели сравнительно легко могут платить зарплату ниже установленного МРОТа. Самый простой прием - перевести работника менее чем на одну ставку, например на 0,5 или 0,8. При этом фактически сотрудник будет занят, скорее всего, целый рабочий день. К сожалению, это нередко происходит, например, в сельской местности. Руководству практически ничего не грозит, ведь работники сами на это соглашаются - от безвыходности. Факт злоупотребления доказать тяжело, ведь работодатель может заявить, что у него есть вакансия только на неполную ставку, и достаточно легко обосновать свою позицию документально.
- Почему так происходит?
- На мой взгляд, МРОТ - это скорее юридическая и кадровая формальная величина. Например, для расчета различного рода компенсаций и пособий. Для этих вычислений должна быть некая унифицированная база. Это также страхует от случайных промахов в кадровом делопроизводстве и бухгалтерии. Например, вбивает расчетчик в программу не 4330, а 1330 рублей и видит сообщение об ошибке.
- Разве это правильно, что в различных регионах уровень МРОТа одинаков?
- В некотором смысле это остатки социалистического подхода, "уравниловки". Должен быть некий минимальный уровень гарантий государства, которые оно предоставляет всем без исключения работникам. Учтите, что в некоторых регионах существуют надбавки к федеральному значению МРОТа, везде предусмотрены собственные коэффициенты. Например, в Москве по соглашению трехсторонней комиссии он составляет с 1 мая 2009 года 8500 рублей.
- Как, по вашему мнению, должен рассчитываться МРОТ?
- Если говорить об утопическом варианте, то в квалификационных характеристиках каждой профессии должен быть предусмотрен "плавающий" МРОТ. Он должен рассчитываться исходя из должностных обязанностей, реальной загруженности работника и объективной возможности подработать. Например, учителям должно быть предоставлено официальное право заниматься репетиторством. Шахтеры же должны получать большие гарантии по выплате фиксированной заработной платы, т.к. выйти из забоя и отправиться "подхалтурить" совершенно нереально. Этим расчетом должны заниматься профсоюзы западного толка, у которых есть реальные рычаги давления на власть и возможность ведения конструктивного, а не формального диалога.