Дмитрий ТРОЯНОВСКИЙ,
Infox.ru
Рынок
По словам специалиста по связям с общественностью французской школы бизнеса Insead Люсиль Лафер, кризис вызвал рост числа абитуриентов.
«Причем так было и во время предыдущих кризисов, — говорит она. — Сейчас количество заявок на прохождение программы МВА возрастает каждый год. И эта ситуация характерна не только для нас, но и для всего мира».
В ESCP-Europe, старейшей бизнес-школе мира, имеющей отделения в пяти странах, указывают на «двойственность ситуации».
«С одной стороны, люди, потерявшие работу, активнее стремятся повысить свою квалификацию и приобрести новые навыки, — говорит директор по маркетингу британского филиала школы Мэри Тэйлард. — С другой — у них сейчас, безусловно, меньше денег. В результате популярность бизнес-образования остается стабильной».
Количество студентов из России, получающих степень МВА в Европе, по ее словам, не изменилось, оставшись на прежнем, «весьма невысоком» уровне.
По словам представителя бизнес-школы Кингстонского университета, кризис сделал студентов, получающих степени МВА и ЕМВА, более мотивированными. «Это же касается и людей из России, получающих бизнес-образование в учебном заведении», — говорит он.
В российской компании Itec, предлагающей различные образовательные программы за рубежом, в том числе и МВА, также говорят об увеличении числа желающих получить степень.
«У кого были деньги на бизнес-школу, а это, как правило, €20−30 тыс. в год, — говорит руководитель отдела образования за рубежом Инесса Ховстова, — у того они остались. Схожую ситуацию мы наблюдали и в 1998 году. А во время экономического роста отвлекаться от бизнеса для получения степени просто невыгодно».
По ее словам, конкурс в зарубежных бизнес-школах не упал, что говорит о сохранении прежнего спроса на получение МВА не только в России, но и в других странах.
По словам проректора Государственной академии инноваций Андрея Колесникова, сейчас складывается типичная ситуация.
«На Западе бизнес-образование почти всегда очное. Человек, желающий его получить, на год или два уходит из бизнеса, чтобы затем вернуться в свою компанию на принципиально более высокую позицию», — говорит он.
По словам Андрея Колесникова, менеджер, получающий $30 тыс. в год, после окончания бизнес-школы, находящейся на сотой позиции в мировом рейтинге, будет иметь годовой доход $100 тыс. В случае если он пройдет обучение в заведении из первой десятки, заработок может составить $200 тыс.
«У нас же такой статистики нет, — говорит Андрей Колесников. — Менеджер вынужден обучаться по вечерам, ведь в случае его ухода из бизнеса ему придется все строить заново. На бывшем месте работы его вряд ли примут».
«Во время мартовского набора на многие программы количество поступивших сократилось вдвое, — говорит Андрей Колесников. — Зато на числе желающих получить бизнес-образование за рубежом кризис никак не сказался».
Бизнес-образование — один из наиболее рыночных сегментов в сфере образования, поэтому кризис повлияет на этот сегмент больше, чем на любой другой, констатировал ректор московской школы управления «Сколково» Андрей Волков. «Особенно заметным это влияние будет в секторе корпоративных программ. Мы ожидаем, что в России рынок таких программ упадет более чем в два раза. Но бизнес-школы в первую очередь предлагают академические программы, которые при падении спроса со стороны компаний помогут им более или менее сбалансировать доходы. Тем более что интерес слушателей к диплому MBA не упал», — замечает Андрей Волков.
Источник: http://www.infox.ru