Проблемы с трудоустройством можно решить за деньги. Покупка невысокой государственной должности или места в коммерческой компании обойдется в несколько десятков тысяч долларов.
Из-за проблем с трудоустройством растет взяточничество за получение должности. Эксперты журнала «Работа и зарплата» подсчитали, что до кризиса на взятки за назначение на какую-либо должность приходилось 3%. «Откатные схемы трудоустройства существовали всегда, но в связи с кризисом они стали встречаться чаще, — говорит главный редактор интернет-проекта «Работа.ру» Тарас Думачев. — Наиболее распространена такая практика в федеральных и региональных структурах власти. Иногда взятку дают не деньгами, а предлагают услуги, за исполнение которых получают назначение». Руководитель проекта «Работа@mail.ru» Алена Владимирская знает, что взятки при приеме на работу берут в близких к госструктурам организациях.
«Существуют непрозрачные отрасли для «своих», например ТЭК. А также ГУПы (государственные унитарные предприятия) всех видов, — объясняет Тарас Думачев. — В госкорпорациях до 10% топ-менеджмента получили свои должности за деньги или какую-то неофициальную помощь».
По его словам, цены на государственные должности могут составлять сотни тысяч долларов. Участники рынка утверждают, что кресло регионального министра стоит $500 тыс. В правоохранительных органах никак не прокомментировали взяточничество за назначение на госслужбу. Но руководитель пресс-службы РУБЭП Москвы Филипп Золотницкий отметил, что такой вид мошенничества, как предложение трудоустройства за деньги на службу в госструктуры, очень распространен.
В негосударственном секторе взятки чаще всего берут за должности уровня топ-менеджера. Стоимость места в зависимости от статуса компании может варьироваться от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч долларов. Среди персонала среднего и низшего звеньев подобные схемы распространены в меньшей степени. «Чем прозрачнее отрасль, чем глубже в ней работают рыночные механизмы, тем ниже процент тех, кто покупает себе места», — говорит Тарас Думачев.
По его словам, не продаются места в ритейле, крупных западных корпорациях и компаниях с сильной службой безопасности, например в банках.
Алена Владимирская рассказала о случаях, когда при приеме на работу деньги требует не работодатель, а кадровое агентство. «Сейчас такие случаи распространены, — говорит Алена Владимирская. — Платить им ни в коем случае не надо. Кроме того, необходимо сразу насторожиться, если в агентстве говорят, что место в компании вам гарантировано». Кадровому агентству за подбор персонала платит компания, которой нужны сотрудники, для соискателя могут быть платными только услуги агентства по трудоустройству.
Независимо от того, кто требует деньги, работодатель или посредники, следует сообщать об этом в правоохранительные органы, подчеркивает Филипп Золотницкий.
По мнению Тараса Думачева, следует задуматься, нужна ли такая работа и соответствующее начальство. «Люди, готовые платить сотни тысяч долларов за место, рассчитывают отбить вложения. Рядовым сотрудникам не стоит рассчитывать на какие-либо выгоды, кроме наличия самой работы», — пояснил он.
Согласно опросам, почти пятая часть граждан России считают наличие нужных знакомств одним из главных условий, необходимых для устройства на хорошую работу. Но платить за хорошее место собираются немногие. По результатам исследования, проведенного порталом Superjob, 19% соискателей считают залогом успешной карьеры в первую очередь связи и протекцию. Респондентов, выбравших этот вариант ответа, больше, чем тех, кто считает самым необходимым желание, целеустремленность или ум. Людей, считающих таким фактором деньги, 4%. «Нужны богатые родители», — прокомментировал свой ответ один выбравших этот вариант респондентов.
Дмитрий Трояновский