Российские работодатели часто называют сокращения штатов оптимизацией. Иногда это оправданно: есть компании, которые даже не планируют возвращаться к прежнему количеству сотрудников. Чаще встречается подмена понятий. Кризис еще не закончился, но общее количество вакансий, опубликованных на карьерных сайтах, уже стабильно растет
Если когда-нибудь поток гостей в рестораны, входящие в холдинг «Арпиком», и вернется на докризисный уровень, работодателю удастся обходиться значительно меньшим количеством сотрудников, уверена Нина Литвинова, управляющий холдингом.
«Раньше мы хотели быть абсолютно идеальными и пытались выполнять все бизнес-функции, но, когда наступил кризис, вспомнили закон Паретто и выделили 20 функций, приносящих 80% успеха», — рассказывает Литвинова. Это привело к сокращению 30% персонала в управляющей компании (в первую очередь из департамента развития, занимавшегося поиском площадок под рестораны и их строительством) и на 18% — персонала в ресторанах. (Всего их 28. Холдинг управляет сетями «Гудман», «Филимонова и Янкель», «Колбасофф», «Мамина паста» и «Ле Гато».) «Мы высвободили людей, но придумали другую, более эффективную, технологию работы, — говорит Литвинова. — Например, официантов перевели на почасовую ставку оплаты труда». До кризиса официантов в компании работало на 23% больше, чем сейчас. Меньше стало и поваров, нагрузку удалось снизить благодаря более активному использованию фабрики-кухни компании и расширению ее ассортимента.
Новая схема работы предельно проста, рассказывает Литвинова. В компании подсчитали, что гости в течение дня распределяются неравномерно: меньше всего их утром, больше всего — вечером. Раньше на работе официантов это никак не сказывалось: и утром, и вечером гостей обслуживали в среднем 12 человек на ресторан. Сейчас же график работы официантов составляется с учетом потока клиентов: утром может работать один человек, днем — два, вечером — восемь. В сумме число официантов удалось снизить на четверть (в среднем до девяти человек на ресторан), говорит Литвинова.
«Менеджеры нарабатывают опыт в новых условиях, — рассуждает она. — У них есть ограничения по затратам, но они должны организовать работу официантов и кухни так, чтобы предоставлять качественный сервис».
По ее мнению, эта мера полностью себя оправдывает, отказываться от нее в ближайшее время компания не собирается и набирать дополнительный персонал будет только в случае открытия новых ресторанов. Правда, есть один тонкий момент, признает Литвинова: «Если вдруг кто-то заболел или ушел в отпуск, приходится прикрываться сотрудниками из других ресторанов, а это не всегда удобно».
Штаты начинают расти
В большинстве же случаев сокращенный состав по-прежнему далек от оптимального. Одни компании обнаружили, что в момент массовых увольнений сократили даже нужных людей, другие осторожно начинают продвигать новые проекты.
«Буквально с прошлой недели, учитывая новый план развития, мы открыли три новые позиции», — говорит Александр Елисеев, коммерческий директор «Аккорд менеджмент групп» (компания занимается проектами по управлению гостиничными комплексами в регионах): директора по развитию, директора по обучению персонала и специалиста по оснащению гостиничных комплексов. «Мы расширились, и некоторые отделы — один, который занимался обучением персонала, а другой — поставкой оборудования в гостиницы, — выделили в самостоятельные компании, куда и набираем сейчас руководителей», — говорит Елисеев. Он объясняет это ростом спроса на конкретные услуги, которые оказывают специализированные компании: «Например, сейчас много офисных комплексов перестраиваются под гостиничные, нужны специалисты, умеющие грамотно решать вопросы отделки и оснащения таких объектов». А вот нанять директора по развитию решили потому, что сделать это стало проще: «Кризис немного отрезвил людей — на рынке появились специалисты высокого уровня, готовые работать эффективно и за меньшие деньги».
В инвестхолдинге «Финам», по словам ее заместителя гендиректора Владислава Пархомова, в конце прошлого года начали создавать департамент активных продаж и в течение этой осени планируют его расширять за счет увеличения числа позиций младших инвестиционных консультантов. «С начала кризиса, когда многие конкуренты сокращали именно этих сотрудников, мы пошли иным путем», — говорит Пархомов. «Имея дополнительный инструмент продаж, компания сможет варьировать действия по привлечению клиентов в регионах или секторах, т. е. рассчитывать, где наиболее эффективны активные продажи, а где — реклама», — поясняет он.
И старых и новых
Количество компаний, продолживших сокращение персонала в июне, уменьшилось вдвое по сравнению с ноябрем прошлого года, показывают результаты мониторинга ситуации на рынке труда, проводимого компанией SuperJob. Сейчас таких компаний лишь 12%. Зато увеличивается доля тех, кто набирает персонал обратно: если в марте таких было лишь 5%, то в июне — уже 8%. «Компаний, планирующих открывать новые вакансии, может быть значительно больше», — не сомневается ведущий аналитик исследовательского центра SuperJob Валерия Чернецова. По ее мнению, возможно, расширяться будут и те, кто на вопрос о сокращениях ответил отрицательно или: «Уже всех, кого могли, сократили».
Общее число вакансий, опубликованных на карьерных сайтах, растет уже не первый месяц. Минимальное количество вакансий (40 000) было зафиксировано в декабре
Перестарались
В «Группе E4» антикризисные сокращения коснулись абсолютно всех отделов, рассказала Светлана Блохина, заместитель гендиректора по управлению персоналом группы. Е4 специализируется на строительстве тепловых электростанций. «На 30% сократили сотрудников в управляющей компании и до 25% — на всех производственных предприятиях», — уточняет она. Все бы хорошо, продолжает Блохина, но у компании есть обособленные подразделения — непосредственно стройплощадки, где увольнять начали даже тех, в ком есть насущная необходимость: IT-специалистов, технических переводчиков, планировщиков. «В условиях кризиса мы подошли к этому вопросу более жестко и интенсивно, чем в обычное время, и не учли некоторых особенностей роста», — рассуждает она. Сейчас многих уволенных хотят вернуть обратно. Например, в связи с тем, что компания начала строительство в Нягани (Ханты-Мансийский автономный округ), по словам Блохиной, вновь открыт набор технических специалистов — сметчиков, инженеров-комплектовщиков и инженеров по строительству. Кроме того, акцент делается на службу продаж — в компании начали поиск менеджеров по продажам и менеджеров по работе с клиентами. «На некоторых вакансиях, например на позиции финансового директора, мы предлагаем зарплату ниже докризисного уровня, — говорит Блохина. — Зато у технических специалистов она осталась неизменной».
Источник: «Ведомости», № 159, 2009 г.