Новости

Распечатать
21 сентября

Японцы наконец-то начали экономить

Японцы долго были безоговорочными приверженцами старого семейного девиза Gucci: "Качество помнят и после того, как забывают о цене ". В течение долгих лет ни одна нация не тратила столько денег на предметы роскоши, и уж тем более не выкладывала целые состояния ради того, чтобы отведать смертельно опасный деликатес. Но, как сообщает The Economist, сейчас в стране, где многие привыкли к роскоши, дела пошли плохо.

Японцы , после почти двух десятилетий постепенного экономического спада и впоследствии кризиса, наконец начали экономить.

Средняя заработная плата в стране начала снижаться еще до того, как сократился поток экспорта - основа японской экономики. Причиной стал уход многих опытных хорошо оплачиваемых работников на пенсию и их замещение молодыми сотрудниками с меньшими окладами. Сейчас в стране формируется то, что специалист-консультант Брайен Сэлсберг Маккинси называет фундаментальным изменением в потребительском поведении. Люди внезапно начали искать, "где подешевле".

Японский ответ на непростую экономическую ситуацию, как часто бывает в этой стране, полон благих намерений, но недостаточно продуман. Невыразительные перспективы ведения бизнеса на родине объясняют желание компании Suntory, знакомой иностранцам по односолодовому виски, приобрести Orangina Schweppes, выпускающую знаменитую газировку с апельсиновым ароматом, особенно любимую во Франции.

Suntory уже вела переговоры о слиянии с Kirin, еще одной японской фирмой, выпускающей напитки, которая энергично налаживала производство в Австралии. Обе компании рассчитывают на то, что их объединение поможет им продвинуть продукцию в Китай и на другие быстрорастущие рынки. Однако фирмами почти не обсуждалась попытка сокращения расходов как способ повысить рентабельность.

Те же ошибки допускают при слиянии и более успешные компании, ставшие "лицом" главных улиц японских мегаполисов.

Из-за того, что в прошлом году сильно ухудшились продажи предметов роскоши, вряд ли хоть один престижный универмаг не объединил усилий с конкурентом. Но когда японская деловая газета Nikkei в прошлом месяце заявила, что недавно слившиеся Isetan Mitsukoshi, крупнейшие сети универмагов страны, запланировали сократить штат работников приблизительно на тысячу человек ради снижения затрат, компания опровергла сообщение.

Этот случай демонстрирует, с каким трудом японские компании воспринимают мысль о сокращении издержек как логичный ход перед слиянием. Вместо этого, по словам Стивена Томаса, эксперта инвестиционного банка UBS по слияниям и поглощениям, японцы уделяют наибольшее внимание наращиванию доходов путем увеличения доли рынка. Сокращение расходов рассматривается в лучшем случае как дополнительная мера.

Однако не все фирмы предпочитают ожесточенную борьбу за первые места на рынке. Некоторые ритейлеры, например, магазины одежды Uniqlo и Muji, который продает все, от ремней для брюк до велосипедов, сохранили объемы продаж на родине, расширив бизнес за границей.

Преуспевают магазины, переходящие на продажу вещей в интернете, а в наводненных токийских фэшн-гетто люди толпами ломятся в американские и европейские масс-брендовые сети, такие, как Costco и H&M, чтобы купить вещи по разумной цене.

Пожалуй, наиболее наглядно демонстрирует переход японцев к выбору справедливых цен на вещи шведская фирма IKEA. Ее магазины закрылись в Японии в 1986 году вследствие низких продаж. Когда IKEA вернулась на японский рынок три года назад, многие сомневались, что люди будут тратить свои выходные на самостоятельную сборку мебели из "плоских" упаковок пресловутым фирменным ключом. Однако опасения были напрасны: за последние полгода продажи IKEA выросли на 44% по сравнению с предыдущим годом. Это - еще одна причина для оказавшихся в кризисе местных компаний искать утешения в объятиях друг друга.

Юлия Гусарова

http://www.strana.ru

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Вход | Регистрация