Новости

Распечатать
22 октября

Зарубежный опыт содействия занятости выпускников учреждения профессионального образования $

  

Е.Э. ЛОБАНОВА,

доцент Красноярского филиала

Академии труда и социальных отношений,

 кандидат экономических наук

 

Ключевые понятия: учреждение профессионального образования, рынок труда, занятость выпускников, повышение конкурентоспособности выпускников, стандартизация профессионального образования, связь образовательных учреждений с потенциальными работодателями.

 

По информации Междуна­родной организации тру­да (МОТ), численность молодежи в мире с 1997 по 2007 год возросла на 13,2 процента, при уве­личении занятости по молодежной группе лишь на 3,8 процента.

 

Чис­ленность безработных среди моло­дежи составляет 44 процента от общего числа безработных, в то время как доля молодых людей в общей численности населения тру­доспособного возраста равняется лишь 25 процентам [1].

 

Актуаль­ность проблемы эффективного ис­пользования молодой профессио­нально подготовленной рабочей силы не вызывает сомнения. Такая подготовка осуществляется учреж­дениями профессионального обра­зования (УПО) различного уровня (начального, среднего и высшего профессионального образования).

 

Существует ряд факторов, кото­рые заставляют общество, конк­ретные организации, предприятия искать пути решения проблем эффективной занятости молодых спе­циалистов. В развитых странах на­лаженные долговременные контак­ты университетов с предприятиями обеспечивают выпускникам быст­рый карьерный рост, занятие руко­водящих постов.

 

Стабильное со­трудничество университетов с по­тенциальными работодателями по­зволяет оперативно перестраивать учебный процесс, адаптировать под­готовку специалистов к нуждам предприятий и организаций. В дан­ных условиях содействие трудоус­тройству выпускников естественно интегрируется в структуру профес­сионального учебного заведения и осуществляется постоянно. Боль­шинство зарубежных вузов для это­го имеют в своем составе специаль­ные подразделения - Career Devekp, Aiumni Service.

 

Современная черта образова­тельного процесса многих развитых стран - непрерывное образование.

 

Оно позволяет укреплять связи уч­реждений профессионального обучения (прежде всего вузов) с биз­несом.

 

В США, где обучение в ву­зах отличается практическим ха­рактером, связь с производством позволяет в процессе взаимодей­ствия с наиболее одаренными сту­дентами и аспирантами принять их на работу по завершении обучения. Например, корпорация «Локхид» имеет представительства в 12 ве­дущих университетах США, из чис­ла которых набирает более 60 про­центов своих будущих сотрудников. Характеристики наиболее перспек­тивных студентов заносятся в на­циональные банки данных, к кото­рым имеют доступ все работодате­ли.

 

Сотрудничество вузов и бизне­са характерно и для развитых стран Западной Европы.

 

Еще в 60-е годы Кембриджский университет устано­вил тесные взаимоотношения с биз­несом, которые помогли привлечь значительные средства на образо­вательный процесс и проведение научных исследований. Этот опыт впоследствии переняли и другие западноевропейские страны. В Шотландии содержание учебных программ ориентировано на потреб­ности студентов, связанные с их работой в компаниях, что отража­ется в контракте между вузом и студентом.

 

В Дании созданы про­граммы «объединенного обучения», в которых значительный объем вре­мени отводится под получение прак­тических знаний, необходимых при трудоустройстве. Следует отметить усиление роли государства в ряде развитых стран в процессе содей­ствия занятости выпускников УПО. Государственные и муниципальные власти трудоустраивают их в своих учреждениях, а также на собствен­ных предприятиях, в организациях ряда отраслей (здравоохранения, образования, коммуникации).

 

В последнее время происходят изменения в сфере содействия за­нятости выпускников УПО и в стра­нах азиатского региона.

 

Например, в соответствии с образовательны­ми реформами и развитием обра­зования в Китае, общегосудар­ственное планирование приема сту­дентов заменяется новой системой, включающей государственный обя­зательный план и ориентировочные планы.

 

Первый гарантирует подго­товку специалистов для ключевых проектов в строительстве, нацио­нальной обороне, культуре и обра­зовании, фундаментальных науках, в отдельных регионах с суровыми условиями работы. Согласно же ориентировочным планам, число студентов может определяться ру­ководством вузов и осуществляю­щими управление ими (компетент­ными департаментами). Постепенно вводится метод «взаимного выбо­ра» - выпускники ищут работода­телей, а работодатели ищут выпус­кников. Это достаточно распрост­раненный метод в зарубежной прак­тике.

 

Только выпускники, обучав­шиеся по педагогическим специаль­ностям и по специальностям, свя­занным с тяжелыми условиями тру­да, а также выпускники из отдален­ных регионов будут распределять­ся государством по секторам эко­номики и регионам [2].

 

Анализ применяемых в развитых зарубежных странах подходов в содействии эффективной занятос­ти выпускников УПО позволил вы­делить два основных направления.

 

1. Повышение конкурентоспо­собности выпускников УПО, к которому относятся следующие направления.

Глобализация рынка образова­тельных услуг (РОУ).

 

В процессе современной глобализации форми­руется международный рынок обра­зовательных услуг, создается ми­ровой рынок высококвалифициро­ванной рабочей силы. По данным ОЭСР, в 2004 году 2,7 млн студен­тов обучались не в своих странах [3]. Специалисты, получившие обра­зование за рубежом, характеризу­ются большей мобильностью, высо­кой степенью адаптации к новым условиям, владением иностранны­ми языками.

 

Правительства многих стран проводят политику по увели­чению доли иммигрантов за счет выпускников вузов других госу­дарств, с целью активизации эко­номического развития и решения проблем демографического харак­тера. Так что можно констатировать ситуацию, когда развитие междуна­родного рынка образовательных услуг содействует косвенно или прямо успешной адаптации моло­дых специалистов, получивших об­разование за рубежом.

 

Стандартизация профессиональ­ного образования.

 

В европейских странах происходят активные про­цессы унификации и стандартиза­ции подготовки специалистов. На примере Франции можно проиллю­стрировать процесс «встраивания» ее образовательной системы в си­стему международных стандартов.

 

С 2005 года все государственные университеты Франции перешли на новую систему LMD ( Licence -Master - Doctorat), в соответствии с Болонской декларацией 1999 года.

 

По данной системе учащиеся пос­ле 3 лет обучения в вузе получают диплом (Licence), после 5 лет обучения в вузе - диплом Master (магист­ра), после 8 лет обучения в вузе -степень доктора (Doctorat) [4]. Франция активно участвует в фор­мировании европейских образова­тельных стандартов, на основе ко­торых формируются учебные про­граммы, образовательные модули, позволяющие подготавливать спе­циалистов в соответствии с потреб­ностями рынка труда. Практически на всех этапах подготовки образо­вательных стандартов государство активно привлекает социальных партнеров (УПО, работодателей, общественные организации).

 

Информирование о конъюнкту­ре рынка труда и обучение техно­логиям трудоустройства.

 

В совре­менных условиях происходит омо­ложение профориентации учащих­ся.

 

Во Франции, например, она на­чинается с 16 лет. Решение о вы­боре рода профессиональной дея­тельности принимается коллеги­ально педсоветом учебного заведе­ния, мэрией, представителями ро­дителей и учеников с учетом кон­сультаций со школьными «психоло­гами-советниками по профессио­нальной ориентации» и результатов тестирования. Принятый в 1993 году закон о труде и профессиональном обучении накладывает особую от­ветственность регионов (корректи­ровка перечня требуемых региону профессий и специальностей) за правильный выбор молодежью про­фессиональных предпочтений, во­стребованных на рынке труда.

 

Ре­гионы разрабатывают планы разви­тия профессионального обучения во всех областях и подготавливают молодежь к выходу на рынок. Эти планы развития касаются начального профессионального обучения (ре­ализуемые программы профессио­нального обучения в колледжах и лицеях), программы «ученичества», контрактов на интеграцию и непре­рывное профессиональное обуче­ние [5].

 

2. Совершенствование взаи­модействия рынка образования и рынка труда, которое включает регионализацию профессионально­го обучения.

 

Успешность содей­ствия занятости выпускников во многом зависит от соблюдения оп­тимальных пропорций развития сфер подготовки и использования рабочей силы. Добиться этого воз­можно с учетом экономического спроса и социальных нужд на мес­тных рынках образования и труда. При этом необходимо сохранить стратегическое достижение нацио­нальных приоритетов в сфере об­разования и экономического разви­тия. Распределение федеральных и местных полномочий по подготовке специалистов удачно реализовано в ряде стран, например в США.

 

К указанному направлению от­носится также система партнерства на всех уровнях управления между сферой труда и образования.

 

Рас­смотрим этот подход на примере Испании, где за последние годы про­изошли серьезные изменения в сфере подготовки квалифицирован­ных кадров. Эти изменения явились следствием проведения грамотных управленческих решений и моделей регулирования профессионального трудоустройства, в которых предус­мотрено сотрудничество и взаимо­действие социальных партнеров и органов по образованию и труду.

 

По закону 1990 года партнеры получи­ли право, а вместе с тем и обязанность участвовать в планировании и управлении профессиональным обучением (координируемое обуче­ние), которое предусматривает тес­ное сотрудничество и обмен услуга­ми между сферой труда и системой образования.

 

Именно такой право­вой аспект облегчил решение про­блем занятости выпускников УПО. В 1998 году это направление было дополнено принятием второй Национальной программы профес­сионального обучения, позволив­шей решать задачу повышения уровня трудоустройства выпускни­ков посредством дальнейшего раз­вития сотрудничества между рабо­тодателями и УПО. Формированию трудовых и профессиональных на­выков способствует также тесная связь УПО и предприятия (органи­зации).

 

Практически все учащиеся проводят более 25 процентов вре­мени на предприятиях или в цент­рах обучения, оснащенных новей­шими технологиями и оборудовани­ем. Обучение на рабочем месте после завершения базового образо­вания организуется в Испании на основе заключения соответствую­щего соглашения между Министер­ством образования, науки и куль­туры и Высшим советом торговых, промышленных и навигационных палат.

 

Следующий уровень реали­зации партнерства в сфере образо­вания и труда - заключение согла­шения между региональными орга­нами управления образованием и торговыми палатами. При этом ре­гиональные объединения работода­телей (торговые палаты) занимают­ся следующими вопросами: подго­товкой каталога предприятий, гото­вых сотрудничать с учебными за­ведениями; поддержкой компаний, на которых организуется обучение; мониторингом выполнения соглаше­ний о сотрудничестве между ком­паниями и учебными заведениями; формированием базы данных обу­чающихся для содействия их тру­доустройству.

 

На микроуровне раз­витие социального партнерства про­должается в соответствии с заклю­ченным соглашением между учеб­ным заведением и предприятием по организации обучения на рабочем месте. Это соглашение предусматри­вает закрепление за учеником на­ставников как от учебного заведения, так и от предприятия, а также разра­ботку программы обучения [6].

 

Программы социальной адапта­ции выпускников УПО возникли впервые в Норвегии.

 

В 1992 году в Бергене на предприятии «HIB/ SYSLAB» была разработана про­грамма социальной адаптации науч­ных и инженерных кадров к рыноч­ным условиям.

 

Модель программы была следующей: на базе специаль­ной системной лаборатории созда­валась учебная фирма, но со все­ми атрибутами реально действую­щей организации. В эту фирму на конкурсной основе набираются мо­лодые не трудоустроенные специа­листы в качестве консультантов (стажеров). Стажер лаборатории предлагает руководителям предпри­ятий, организаций (потенциальным работодателям) безвозмездную по­мощь в разработке интересных для заказчика направлений (маркетин­говые исследования, бизнес-плани­рование и т.д.).

 

В ходе выполнения проектов (если они представляют интерес для предприятия) руководи­тели, присмотревшись к специали­сту, могут пригласить его на посто­янное рабочее место. В Норвегии 85% стажеров получают через такую форму стажировки хо­рошие должности в динамично раз­вивающихся компаниях [9].

 

К основным моделям ассими­ляции выпускников УПО в трудо­вой среде можно отнести следу­ющие.

 

Дообучение выпускников на производстве.

 

В некоторых разви­тых странах работодатели, испыты­вающие большую потребность в квалифицированных и мотивиро­ванных специалистах, пытаются решить проблему подготовки моло­дых кадров «под себя» посредством дообучения их на производстве.

 

В то же время такой способ форми­рования кадрового потенциала яв­ляется достаточно затратным с точ­ки зрения финансовых вложений. Кроме того, при таком подходе не всегда гарантирован планируемый результат, так как профессиональ­ные качества дообучаемого выпус­кника не всегда будут соответство­вать требованиям работодателя за счет ряда факторов (способности, мотивации, уровня усвоения мате­риала, личностных качеств и т.д.).

 

Включение работодателя в про­цесс производства специалиста на стадии его профессионального обу­чения.

 

Для того, чтобы получить специалиста с набором наиболее нужных работодателю качеств, мно­гие предприятия и организации на­чинают сотрудничать с вузами еще на стадиях профессиональной под­готовки студентов. В то же время можно отметить разность подходов к такому сотрудничеству у субъек­тов этого взаимодействия.

 

Модель корпоративного универ­ситета наиболее характерна для США.

 

Преимущества этой модели проявляются в возможности для университета в максимальной сте­пени приближения своих образова­тельных программ к практической деятельности конкретного предпри­ятия, в более тщательном монито­ринге будущих специалистов. Реша­ется такая проблема как отсутствие у выпускника опыта практической деятельности.

 

Например, корпора­тивный университет города Огайо в своей работе опирается на следу­ющие принципы: завершение обра­зования при полной занятости на производстве; вариантность обра­зовательных программ в соответ­ствии с тем рабочим местом, на котором молодой человек начинает свою профессиональную деятель­ность; максимальное приближение учебной программы к текущим про­фессиональным проблемам обуча­емого человека; варианты соци­альных пакетов для обучающихся; бытовые удобства в организации совместного обучения и професси­ональной деятельности.

 

Модель слияния предприятий малого и среднего бизнеса с учеб­ными заведениями характерна для учебных заведений Австралии.

 

В этой стране рост малого и среднего бизнеса проходил более интенсив­но, чем в других странах. Образо­вательное учреждение в Австралии лидирует в интеграции с малым и средним бизнесом, обеспечивая его информационными ресурсами и тех­нологиями. Малые и средние пред­приятия становятся основным местом различных форм стажировки и практики студентов.

 

В то же время недостаточные финансовые, адми­нистративные ресурсы, слабая об­разовательная подготовка руково­дителей малого и среднего бизнеса снижают качество профессиональ­ного обучения на рабочем месте. К устранению этих недостатков в Ав­стралии активно подключаются учебные заведения (разработка программ стажировок, методичес­ких рекомендаций по организации практик).

 

Департамент по профес­сиональному образованию и делам молодежи (DETYA) оказывает под­держку малому и среднему бизне­су в форме субсидирования созда­ния рабочих мест и обеспечения их только новыми сотрудниками для малого бизнеса, что способствует распространению «входного» обу­чения на предприятиях [8]. Тем са­мым устраняется такая проблема интеграции бизнеса и образования как незаинтересованность малого бизнеса в молодых специалистах без опыта работы, невозможность расходовать средства на обучение выпускника.

 

Завершая аналитический обзор сложившихся международных под­ходов к содействию занятости вы­пускников УПО, следует отметить целесообразность учета этого опы­та при формировании стратегии решения проблем занятости в Рос­сии, преодоления противоречий вза­имодействия рынка образователь­ных услуг и рынка труда.

 

 

1. http://bce009.ru/staH.php?act=news-krs&title=6008.

 

2. Тюрина, И.О. Кадровый менеджмент: процесс отбора персонала / И.О.Тюрина // Социологические исследования. - 2000. - № 4. - С. 22-32.

 

3. http://bce009.ru/staff.php?act=news-krs&title=6008.

 

4. Licence, Master, Doctoral. The LMD System in France. - www.ens-lyon en/web/nav/ article.php?id=74&rub2=23.

 

5. Муравьева, Н.В. Трансформация системы профессионального образования и обучения / Н.В. Муравьева // Труд за рубежом. - 2006. - № 3. - С. 60-77.

 

6. Муравьева, А.А. Формирование умений для рынка труда в Испании /А.А   Муравьева //

Труд за рубежом. - 2006. -№ 1.-С. 87-107.

 

7.  Медведева, О. Как трудоустроить специалиста / О.Медведева // Человек и тоуд -2004. -№ 9.- С. 46.

 

8.  Шмидт, В.Р. Молодой специалист на предприятии и в вузе: опыт модернизации профессионального образования США и Австралии / В.Р. Шмидт// Труд за рубежом. -2002. - № 3 (55). - С. 91-92.

 

Источник: Труд и социальные отношения № 8 2009 г.

 

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Вход | Регистрация