Свалившееся на нашу страну нефтедолларовое богатство развратило многих россиян. Зарплаты и доходы растут, а вот работать большинство из нас лучше не стало. По крайней мере такой вывод можно сделать из доклада Минэкономразвития о социально-экономическом положении в стране. Средняя зарплата в январе выросла по сравнению с январем прошлого года аж на 26,6% до 11 410 рублей. Одно плохо - по-прежнему увеличивается разрыв между "бедными" и "богатыми" профессиями.
Больше всех у нас, конечно, по-прежнему зарабатывают основные "добытчики" нефте- и газодолларов. Те, кто на буровых или в шахтах, и те, кто руководит ими из кабинетов. Но ситуация понемногу меняется. Самыми высокими темпами зарплаты росли у бюджетников - медиков, учителей, работников социальной сферы. Что неудивительно - в прошлом году государство за счет сверхдоходов от нефти и газа расщедрилось на существенную прибавку к их небольшому жалованью. У них оклады увеличились более чем в два раза. Явление это отрадное, потому что до недавнего времени разрыв между богатыми и бедными рос просто катастрофическими темпами. Но зарплаты бюджетников и сейчас, после повышения, высокими не назовешь. Им еще расти и расти.
Разница в оплате труда в разных отраслях продолжает оставаться впечатляющей. Те, кто "кует" нефтедоллары, в среднем получают ежемесячно 42 389 рублей, что в три раза выше среднего уровня по стране. А меньше всего ценится труд работников текстильного и швейного производства. Их зарплата составляет 5705 рублей (более чем в 2 раза ниже общероссийского уровня). Заметим, что это едва выше прожиточного минимума - он у нас отличается в зависимости от региона, в среднем около 3500 рублей. Но на минимум, как известно, не то что не разгуляешься, но и концы с концами не сведешь. Фактически этих денег хватает только на еду.
И вот что интересно. Как отмечают эксперты МЭРТа, в стране значительно ухудшилось соотношение темпов прироста зарплат и производительности труда в промышленности. Если в январе-декабре 2005 года они составляли 7,6% и 7,3% соответственно, то в январе и декабре 2006 года - уже 10,8% и 5,9%. При этом особенно усилился этот разрыв именно у нефтяников. А вот как раз в текстильном и швейном производстве наблюдается опережение темпов роста производительности труда по сравнению с темпами роста реальной зарплаты. Правда, в значительной степени это происходит за счет сокращения численности работников. То есть за прибавку к жалованью им приходится трудиться "за себя и за того парня".