Состояние российского рынка труда не столь безоблачно, как отражено в данных Минздравсоцразвития. Настоящий взрыв случится к 1 апреля будущего года. Два бизнесмена, входящие в двадцатку богатейших людей России, поделились с РБК daily опасениями, что ко Дню дурака число безработных с нынешних 5,8 млн человек, по методологии Международной организации труда (МОТ), вырастет до 8—16 млн. Весеннюю депрессию спровоцируют январское падение спроса и тактика упреждающих сокращений в компаниях. Но главное — в новом году политическое давление на крупный бизнес вконец иссякнет.
Крупный бизнес паникует и прогнозирует жесточайшее увеличение безработицы к 1 апреля. «Мы работаем в ситуации отложенной безработицы: рано или поздно люди будут уволены официально. Пока они в отпуске без содержания или работают несколько дней в неделю», — сообщил РБК daily совладелец финансово-промышленной группы. По его словам, в декабре, когда работодатели «закрывают» все годовые выплаты, начнется постепенное сокращение сотрудников. После январских праздников уже традиционно провиснет платежеспособный спрос населения, да и десятидневный простой в работе предприятий лишь подтолкнет работодателей к увольнениям.
«Эти потрясения на рынке труда статистика сможет отразить лишь к началу апреля. Боюсь, что здесь уже будет не до шуток. К 1 апреля число безработных будет около 8 млн человек. Но может дойти и до 16 млн», — сокрушается второй собеседник РБК daily. МОТ ведет подсчет всех неработающих, которые ищут работу и готовы приступить к ней в обследуемую неделю. Сейчас в России таких 5,8 млн человек. В феврале организация проведет очередное исследование, а его результаты будут опубликованы именно к марту-апрелю.
По Росстату в октябре экономически активных россиян (возраст 15—72 года, занятые и безработные) насчитывалось 75,8 млн человек, или более 53% всего населения страны. Если отбросить детей, неработающих пенсионеров, да и просто неработающих, то 16 млн потерявших рабочее место в новом году создадут весьма печальную картину на рынке труда.
Официальная российская статистика существенно отстает от данных МОТ. Согласно мониторингу Минздравсоцразвития, на 18 ноября число зарегистрированных безработных составляло 2,019 млн. Министерство статистику МОТ не комментирует, однако на совещании в Астрахани осенью замглавы Минздравсоцразвития Максим Топилин отметил, что сейчас 460 тыс. человек находятся под риском увольнения.
«Нельзя забывать про сезонный фактор, а именно снижение занятости в строительстве и в сельском хозяйстве после окончания сезона, когда, например, транспорту не нужно перевозить грузы», — говорит ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков.
Председатель Федерации независимых профсоюзов Михаил Шмаков заявил вчера РБК daily, что сейчас 1,6 млн человек переведены на неполный рабочий день, а еще 850 тыс. отправлены в неоплачиваемые отпуска. «Не исключено, что к праздникам они также останутся на улице», — полагает он.
«Декабрьские итоговые расчеты, январское падение платежеспособного спроса и «упреждающие» сокращения в компаниях, чтобы лишний раз не выплачивать зарплату сотрудникам, плюс простой предприятий из-за падения спроса на продукцию оставят без работы миллионы россиян», — подтверждает страхи крупного бизнеса директор Института социальной политики и социально-экономических программ ГУ-ВШЭ Сергей Смирнов. В то же время он считает, что количество безработных до 10 млн не дотянет. Его прогноз — максимум 7—8 млн человек.
«Я не исключаю, что экономическая ситуация сложится неблагоприятным образом, тогда политическая воля для сдерживания безработицы иссякнет и это взорвет рынок труда», — говорит ведущий специалист Центра социально-трудовых прав Петр Бизюков. По его словам, сейчас государство сдерживает безработицу: либо прямо запрещает бизнесу увольнять людей, как в случае с АвтоВАЗом, либо ведет тактику прямых подтасовок. «Службам занятости дают команду всячески препятствовать в регистрации безработных. Зимой это действовало повсеместно в ряде регионов», — поясняет г-н Бизюков. Доходило до того, что люди по два месяца не могли получить свой новый статус. А в службах занятости причину объясняли «техническими трудностями».
Кроме автомобилестроения, по мнению Петра Бизюкова, в претендентах на увольнение работники строительной отрасли, машиностроения, металлургии и добывающих отраслей: угольной и горнорудной. «Пока мы все балансируем между экономической необходимостью и политическим сдерживанием», — резюмирует г-н Бизюков.
Елена Зиброва
http://rbcdaily.ru