В крупнейшем на сегодня российском аэропорту чрезвычайная ситуация. 23 диспетчера по обеспечению вылета (из 28-ми) написали заявления на увольнение по собственному желанию, в связи с несогласием переходить на другую должность со снижением статуса и уровня гарантий. Если конфликт между работниками и предприятием не будет преодолен, вылет самолетов из Домодедово с 15 декабря может быть резко ограничен. Последней каплей, переполнившей чашу терпения работников, послужило увольнение председателя профсоюзного комитета ФПАД Игоря Кузьмина.
Уволили его после того, как он отказался подчиняться незаконным требованиям руководства предприятия по изменению фразеологии радиообмена с экипажами ВС, а так же лишение всех диспетчеров руления премии, составляющей 70% заработной платы.
Целью увольнения лидера профсоюза и лишения работников премии, уверены в руководстве ФПАД, является попытка заставить работников согласиться с переходом на другую должность, якобы не связанную с управлением движением воздушных судов, что дает возможность работодателю обосновать перед органом исполнительной власти отсутствие необходимости сертификации, как предприятия, занятого управлением воздушным движением (УВД).
Ранее, руководством Федерального профсоюза авиадиспетчеров России и профсоюза авиадиспетчеров ДПР а/п Домодедово в адрес Минтранса России неоднократно направлялись обращения о необходимости передачи функций управления воздушным движением от частной компании ЗАО «ДОМОДЕДОВО ЭРПОРТ ХЭНДЛИНГ» (далее ЗАО) в ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».
Однако, государственные органы не проявили внимания к этим сигналам и часть функций по управлению воздушным движением были по прежнему сохранены в руках частного предприятия (ЗАО), что в силу извечного конфликта между присущим частнику стремлением минимизировать расходы и получить максимальную прибыль и общественным запросом на доступные цены на билеты и безопасное обслуживание ведет к конфликтным ситуациям в настоящем и будущем.
Как рассказал «ИКД» председатель профсоюза диспетчеров а/п Домодедово Игорь Кузьмин, эксперимент по закреплению части функций по управлению движением воздушных судов в руки управляющей аэропортом компании (Истлайн) начался в 2003 году. Первоначально предполагалось, что в функции новой службы будет входить «перронное» сопровождение севших и взлетающих самолетов, однако, на данный момент диспетчеры этой службы вынуждены осуществлять функции не только вывода воздушных судов на точку запуска, но и в дальнейшем выполнение маневрирования вплоть до линии предварительного старт, что, по мнению профсоюза, четко подпадает под определение управления воздушным движением и соответственно требует государственного лицензирования. Получить лицензию ЗАО «ДОМОДЕДОВО ЭРПОРТ ХЭНДЛИНГ» не состоянии, а потому пошло по пути затушевывания истинных функций выполняемых работниками и реорганизации служб предприятия.
В результате внесенных изменений в структуру ЗАО «ДОМОДЕДОВО ЭРПОРТ ХЭНДЛИНГ», диспетчерам руления было предложено по собственному желанию перейти на должность диспетчеров по обслуживанию наземного движения Подгруппы по обслуживанию наземного движения Диспетчерского отдела Производственного департамента, без изменения функциональных обязанностей.
Позиция руководства ЗАО «ДОМОДЕДОВО ЭРПОРТ ХЭНДЛИНГ» вполне объяснима – получать сбор за взлет-посадку по 144 руб. за каждую тонну взлетной массы с авиакомпаний можно лишь при наличии функций, обеспечивающих взлет-посадку.
Но позиция органов исполнительной власти, казалось бы, должна быть направлена на снижение расходов авиакомпаний, как следствие, на снижение стоимости авиабилетов для пассажиров. Однако, пока государственные органы, призванные следить за безопасностью воздушного движения занимают выжидательную позицию.
В результате, заложниками данной ситуации явились диспетчеры руления а/п Домодедово и пассажиры, которым сегодня приходится переплачивать за билеты, а в недалеком будущем, возможно придется много часов дожидаться вылета из аэропорта.
Как говорят в профсоюзе диспетчеров аэропорта, который, кстати охватывает 100% работающих в Домодедово диспетчеров, их требования просты – передать функции управления воздушными судам и в государственное предприятие - ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения», что обесчит пассажирам и экипажам безопасность, а работникам внятные служебные обязанности и нормальные социальные гарантии. Позиция работодателя - будем делать, что захотим, а профсоюз нам не нужен.
На сегодняшний день 3 человека свои заявления об увольнении отозвали по личным обстоятельствам, остальные 20 человек намерены стоять до конца, доказывая свою правоту. Сегодня заместителем комитета по труду и социальной политике Государственной Думы РФ Олегом Шеиным направлен официальный депутатский запрос министру транспорта РФ о ситуации, сложившейся в аэропорту Домодедово.