Давид ШУСТЕРМАН
В любом определении управления или менеджмента присутствует понятие «цель». Управление бизнесом начинается с момента, когда собственники сформулируют цели и совместно с менеджерами разработают образ благоприятного будущего, т. е. такого состояния их организации, в котором эти цели реализуются.
Бизнес-организация не может обеспечить счастье в личной жизни, но деньги, имидж, положение в обществе — легко.
Например, у собственника цель — построить дом на Рублевке. Тогда требование к организации — в течение определенного времени заработать прибыль, достаточную для строительства дома. После того как собственник сформулировал требования, менеджеры могут начинать писать бизнес-планы, управленческую концепцию — с помощью каких действий они будут создавать и развивать организацию, в которой могут быть воплощены требования собственников. Правда, бизнес-план может показать, что сегодняшнее состояние рынка не позволяет эти требования реализовать. Тогда придется искать компромисс между требованиями собственника и возможностями организации.
Так происходит во всем мире кроме России. В российской культуре есть некие социально одобряемые цели:
1) умереть за Родину;
2) сгореть на работе;
3) зарабатывать не для себя, а для детей, родителей, родственников и т. п.
Следовательно, человек, заявляющий личные, «эгоистичные» цели, сразу попадает в разряд общественно порицаемых людей.
Вспомните выступления наших политиков — «надо делиться», «социальный эгоизм» и т. п. Не было ни одной организации, с которой я работал, ни одного открытого семинара, где люди могли легко и понятно сформулировать требования к организации, идущие от собственника. Как будто у россиян существует внутренний психологический запрет на то, чтобы иметь собственные цели и уж тем более их открыто предъявлять.
Тем не менее, почти 100% проблем с менеджментом и конфликты собственников друг с другом связаны с тем, что у нас не принят язык целей, они не обсуждаются.
Реальное управление начинается с вопроса «зачем». Зачем тебе бизнес, какие цели ты хочешь в нем реализовать, при каких условиях. Если это сформулировано, начинается работа над вопросом «как», т. е. управление. Без ответа на первый вопрос не может быть управления.
Другая ситуация с целями, типичная для России, возникает, когда генеральный директор и собственник — одно лицо. Ситуация шизофреническая: одна половина человека формулирует требования, а другая с этими требованиями не соглашается. В реальности в этих случаях позиция собственника смещается к позиции менеджера просто потому, что менеджмент занимает все его время.
В таких случаях консультант по управлению нужен собственнику, чтобы на время отодвинуться от организации, посмотреть на нее со стороны, начать думать не об организации, а о себе.
В России, где размыто понятие границ — личных, временных, пространственных, — работа с целями особенно важна. Среднестатистический наш соотечественник ныряет в организацию с головой. Он искренне хочет, чтобы в ней был семейный тип отношений, интересные люди и идеи, чтобы одновременно шли и творческие, и бизнес-процессы, чтобы зарабатывались деньги. В итоге возникает целевой хаос, который может структурировать только работа с требованиями.
Как хотите, но сначала отделите требования, которые могут быть реализованы в бизнес-организации, от важных личных, но не относящихся к бизнесу. Тогда и дело пойдет.
Источник: http://www.vedomosti.ru