Специализируется на продажах, сервисе и управленческом консультировании.
Проводит тренинги, семинары, разрабатывает и внедряет системы продаж и обслуживания клиентов в компаниях различного профиля.
ЧР: Татьяна, как возникла идея стать фрилансером? Что этому способствовало, и какие были сомнения?
Мы с мужем работали в крупном телекоммуникационном холдинге – оба очень любили свое дело, ставили амбициозные цели. И вот однажды, как обычно, пришли домой очень поздно. Няня уже укладывала спать нашу четырехлетнюю дочь, и та, увидев нас, сказала: «Мама, папа, привет! Спокойной ночи!». А когда наутро мы уходили, она еще спала. Вот и все общение в кругу семьи… Поразмыслив несколько дней, мы поняли, что надо срочно менять приоритеты. И одновременно ушли из холдинга, имея «за душой» лишь малые денежные накопления, которых хватило бы на первые 2 — 3 месяца. Друзья и родственники были в шоке от нашей «безответственности»! Да раньше я и сама бы не поверила, что такие «перестраховщики», как мы, решимся кардинально все поменять.
Фриланс оказался лучшим вариантом для того, чтобы больше времени быть с ребенком и заниматься любимым делом. Сейчас каждый из нас успешно работает в своем направлении. Алексей делает рекламные и имиджевые видеоматериалы. Я провожу тренинги, консультирую руководителей организаций, развиваю сервис и продажи.
За несколько лет «свободного полета» мы познакомились со многими фрилансерами. Пожалуй, существует три причины, по которым люди выбирают такой формат работы:
1. Заработать денег. Сейчас за два дня тренинга я получаю гонорар, равный окладу и премии, которые мне выплачивали на постоянном месте работы. Однако в первый год фриланса были месяцы, не приносившие никакого дохода.
2. Получить полную свободу и независимость. Ты – сам себе хозяин, начальников нет. В кризис не уволят. В отпуск? - В любое время. Нужно по личным делам? – Отпрашиваться ни у кого не надо.
3. Заниматься любимым делом. В качестве примера расскажу об одной моей знакомой. Получив высшее экономическое образование, она пять лет проработала в налоговой службе. В свободное время шила оригинальные вещи себе и подругам, рисовала, делала шикарные декоративные элементы для интерьера. С рождением дочери поступила на факультет дизайна, начинала брать заказы как фрилансер. Сейчас Анна - известный дизайнер в нашем городе, получает от работы истинное удовольствие и хорошие гонорары. Лучшим выходом снова оказался фриланс!
ЧР: Можете рассказать, что в реальной жизни не совпало с вашими представлениями о фрилансе?
Самый распространенный миф о фрилансе выглядит примерно так.
Утро. Тебя будит романтичный лучик утреннего… точнее, дневного солнца. Просыпаешься, потому что просто выспался, а не от визжащего будильника или навязчивого пиликанья мобильного телефона. Можно поваляться. Взгляд на часы – ах, еще только 12.00. Торопиться не надо. Далее в женском варианте – йогурт, кофе, фитнес. В мужском – телевизор, завтрак, компьютер. Занимаешься своими делами… Уже три часа дня? Пора и за работу… Часика два посидел над статьей, ответил на почту. Пора и передохнуть. А другие в это время вкалывают в офисах! Красота!
Вернемся к реальности. Фрилансер может себе такое позволить… раз в полгода и чаще мысленно. Когда одновременно ведешь пять проектов, это равносильно тому, что работаешь в пяти организациях. Бывает, за день я должна побывать в нескольких местах: встречи, занятия, переговоры… Часто мой рабочий день гораздо длиннее обычного «с 9.00 до 18.00». Так что тем, кто подумывает о фрилансе, рекомендую распрощаться с иллюзиями! Преимущество в том, что я по большей части сама управляю своими делами и планами. Сейчас мне легче выделить время для семьи, друзей, отдыха, любимых занятий, чем когда я была штатным сотрудником.
ЧР: Что представляет собой рынок тренеров-фрилансеров на Урале? Насколько он развит в сравнении с Москвой и Питером?
Столичные компании гораздо легче отдают бизнес-процессы на аутсорсинг. Есть задача – наняли специалиста. Консультант решил задачу – распрощались до следующего раза. «Фрилансить» там проще – спрос выше. Однако конкуренция жестче.
И столичный, и региональный рынок требует от тренера — фрилансера мобильности. Я часто работаю с компаниями Екатеринбурга, хотя сама живу в Челябинске (и постоянно слышу приглашения переехать J). В то же время многие мои коллеги из Екатеринбурга ведут проекты в Челябинске. Каждый проект требует своего набора навыков, определенного опыта, стиля работы. Поэтому когда клиенту нужен специалист определенной квалификации, он ищет его в любом городе и приглашает независимо от места жительства. Например, в 2009 году я реализовывала проекты в Москве, Ханты–Мансийске, Нижнем Тагиле, Екатеринбурге, Казахстане.
ЧР: Вы общаетесь с коллегами, работающими в таком же формате? Возникают ли совместные планы?
Скажу с уверенностью: найти «собратьев» во фрилансерском сообществе легко – как в реале, так и виртуально. По крайней мере, от тоски и одиночества еще не погас ни один фрилансер! Летом 2009г. мы командой из пяти тренеров ездили в командировку на крупный проект по командообразованию, работали с большой группой участников – около ста человек. Полезно было для каждого из нас – обменялись опытом, познакомились с новыми людьми (а связи для фрилансера – на вес золота!), заручились поддержкой и рекомендациями друг друга.
ЧР: Поделитесь, как вы находите своих клиентов?
Изначально я продавала свои услуги через консалтинговые компании. Такое сотрудничество взаимовыгодно. Агентство разделяет с тренером обязанности по организации семинаров, снимает помещения для занятий, помогает оформить раздаточный материал. Как правило, консалтинговые компании «держат» в арсенале нескольких тренеров – по продажам, сервису, командообразованию, и задействуют их по мере появления запросов. В остальное время фрилансер предоставлен сам себе.
Тут начинается самое интересное и сложное. Как продвигать себя самостоятельно? Конечно, фрилансера лучше всего продает «сарафанное радио». Значит, нужно нарабатывать связи, знакомства, пользоваться любой возможностью заявить о себе. Даже быть готовым работать по бартеру! Например, вы бесплатно проводите тренинг по продажам для менеджеров журнала, а взамен получаете имиджевую статью о себе в этом издании. Ну и, конечно, нам всем открыты возможности Интернета – рассылка, веб-страница и т.д.
ЧР: Как клиент ощущает разницу между сотрудничеством с фрилансером и консалтинговой компанией? Как вы решаете юридические моменты?
Во фрилансе по всем вопросам клиент общается лишь с одним человеком – самим фрилансером. В консалтинговой компании функции менеджера по продажам, специалиста по сервису и тренера возложены на разных людей.
Я предлагаю своим клиентам заключать со мной договор на оказание услуг как с физическим лицом или частным предпринимателем. Работа тренера не предполагает лицензии или обязательной сертификации.
ЧР: Вы планируете в этом году принимать участие в каких-то профессиональных мероприятиях?
Я ориентируюсь на мероприятия в родной профессиональной среде. Недавно была на «круглом столе» в г.Челябинске для специалистов и руководителей, посвященном проблемам сервиса и особенностям работы с клиентом. Планирую дополнительное обучение в Москве и Петербурге по клиенториентированности и управлению персоналом. Именно эти темы чаще всего востребованы в моих проектах. Работа тренера требует постоянного развития, поэтому ежегодное обучение входит в мой обязательный план.
ЧР: Какие книги о фрилансе вы бы порекомендовали тем, кто сейчас делает выбор между свободой и постоянной работой?
Тем, кто еще не принял решение, испытывает сомнения или находится в начале пути, рекомендую прочитать:
1. Дениел Пинк, «Нация свободных агентов»;
2. Гарри Беквит, «Сам себе бренд» (Искусство продажи себя);
3. Патрик Форсайт, «Консалтинг» (Как основать консалтинговое агентство и добиться успеха).
Как видите, все авторы зарубежные. Так что у каждого из нас есть шанс написать первую российскую книгу о фрилансе!