Глава группы «Онэксим» Михаил Прохоров предложил сделать отечественное трудовое право более гибким, позволяющим предпринимателям своевременно освобождаться от излишнего персонала, пишет газета "Ведомости".
По его словам, будущая модернизация страны и создание конкурентоспособной экономики невозможны без серьезной реформы трудовых отношений. Действующее российское законодательство в этой сфере создает высокие издержки для работодателей при увольнении сотрудников. Это препятствует использованию новых технологий и оборудования и в итоге консервирует низкую производительность труда. Глава группы «Онэксим» Михаил Прохоров предложил сделать отечественное трудовое право более гибким, позволяющим предпринимателям своевременно освобождаться от излишнего персонала, а также увеличить рабочее время.
Сейчас для работодателей в России часто существуют неконкурентные условия по срокам увольнения работников, считают в Российском союзе промышленников и предпринимателей: в некоторых регионах процедура увольнения сотрудника может занимать до восьми месяцев. Кроме того, сама процедура увольнения дорого обходится работодателю. бизнесмены отмечают дороговизну самой процедуры увольнения.
Как отмечают в РСПП, реформа трудового законодательства 2002 года не принесла необходимых рынку новых гибких форм занятости, таких как срочный договор. К примеру, выбор форм трудового договора не стал реальным. До сих пор в России основной формой найма остается бессрочный договор. В 2000 году по такому договору в России работало 76,8 процента всех сотрудников, а в 2007 году - 81 процент. По срочному же договору работали 12 и 10 процентов соответственно.
С сентября 2008 года в России было уволено более 2 миллионов человек. Среди причин, по которым с работниками были прекращены трудовые отношения, доминируют такие мотивации, как «по собственному желанию» и «по соглашению сторон». Около 20 процентов уволенных трудоустроились в прежние организации на меньшую зарплату. Такие данные приводит Федерация независимых профсоюзов, сообщает Lenta.Ru.
«Это превращение работников в рабов», — комментирует тезисы председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев. Увеличение рабочего времени, уверен он, не повлечет за собой увеличения производительности труда. Наоборот, в Германии сократили рабочий день с 8 до 6 часов, и люди стали работать интенсивнее. Увеличение длительности рабочего дня вернет Россию на век назад: за 8-часовой рабочий день боролись еще в 1919 году (тогда прошла майская демонстрация рабочих в США).
«Что касается срочных трудовых договоров, то сегодня ТК РФ уже содержит 14 оснований для заключения подобных договоров. Но основой должен быть именно бессрочный. Если вы работаете по срочному договору, вам не дадут ипотечный кредит, ряд вузов перестанет принимать ваших детей на платные отделения, потому что нет никаких гарантий платежеспособности», — считает Андрей Исаев. Кроме того, продолжает он, профсоюзы просто перестанут существовать: с отстаивающими свои права работниками не будут заключать новые договоры. «Как вы считаете, это поспособствует российской экономике? Это будет взрыв, революция, если хотите», — говорит он.
Россия не может позволить себе Трудовой кодекс в его существующем виде, поскольку он создан для страны с высокой производительностью труда. В России она в 4–6 раз ниже, чем в Европе и США, рассказал газете "Труд" генеральный директор компании «Евросеть» Александр Малис
Он предлагает сделать Трудовой кодекс более жестким к работнику: к примеру, уведомлять об увольнении за месяц и выплачивать один месячный оклад вместо двух. За 3–5 лет провести модернизацию производств и, когда производительность будет отставать не в 6, а в 2 раза, вернуть прежние нормы. Он вспоминает анекдот о том, что для замены лампочки нужны пять человек: один держит лампочку, остальные поворачивают стол. Примерно так функционирует российская промышленность.
«От изменений в Трудовом кодексе выиграет вся экономика. У нас потому и низкие зарплаты, что мы все закрываем „мясом“, гигантским количеством низкоквалифицированного персонала. К примеру, у нас самое большое число милиционеров на душу населения. Если уволить половину и деньги распределить между оставшимися, их зарплаты возрастут», — предлагает он.
Основная проблема — не размер компенсаций при увольнении, а нежелание людей работать, говорит Андрей Даниленко, президент группы компаний «Русские фермы», одного из крупнейших в России производителей молока. Он предлагает ввести административную ответственность за тунеядство, «как в Советском Союзе, когда нельзя было долгое время находиться без работы».
Новости
Распечатать20 апреля