Только за прошлый год в результате травм и аварий на производстве по всей стране погибли или стали инвалидами 9,5 тысячи человек. Вдвое больше получили легкие ранения и увечья. Таковы данные Росстата.
С начала 2010 года число погибших на производстве составило 432 человека.
При этом учет пострадавших ведется только в каждом десятом случае. Схлопотавшие переломы, ушибы или сотрясения мозга работники редко сообщают об этом кому то, кроме родственников и лечащего врача.
Три причины
Высокий травматизм и смертность на производстве объясняются тремя главными факторами.
Чаще всего работники вредят себе сами, а их начальство даже и не знает об этом. В промышленности порядка 30% рядового персонала не пользуются системами защиты. Причем работодатели стараются заставить подчиненных надевать каски, маски и защитные очки, лишают нарушителей премий, грозят увольнениями, но переломить ситуацию не могут.
«Я работаю в цехе по обработке пластика, — рассказывает Михаил Степанов (фамилия изменена). — Нам всем по технике безопасности положено носить специальные маски, но они слишком громоздки, и лично мне в них неудобно. Вот и тружусь с открытым лицом. Ничего, пока все нормально, а то, что кашляю — так это наверняка от курения».
Степанова уже несколько раз лишали премии за нарушение техники безопасности, но увольнять не спешат: работник он опытный, и заменить его, по его же словам, некем. По его собственному признанию, на медобследование он не ходил уже четыре года. «Абсолютно здоровых людей нет, а про свои болячки я и сам знаю», — отмахивается мужчина.
От кашля в подмосковной больнице задыхается и Павел, работавший на областном химическом заводе.
Он игнорировал требования старшего инженера надеть респиратор, так как в нем было очень жарко и тяжело дышать. Теперь врачи опасаются, что легкие мужчины не удастся привести в порядок. Говорят, что готовиться надо к худшему.
Неудобство амуниции и средств защиты — одна из главных причин, по которой работники их игнорируют.
Одна из, но не главная. По частоте с ней поспорит обыкновенная лень и неаккуратность.
Оправдываться поздно
Сварщик Евгений уже несколько месяцев подряд ходит по
На стройке трудилось несколько сварщиков, но количество масок и рукавиц было ограничено: руководство на них сэкономило.
«Думал, быстренько приварю без маски, и все», — вспоминает Евгений. «К вечеру глаза разболелись и распухли. А утром зрение и вовсе пропало», — жалуется сварщик.
Сейчас бывший строитель и сварщик с трудом видит, и врачи ставят неутешительный диагноз — понадобится операция, и не одна.
«Мы работали на верхних этажах на внешних отделочных работах. Тогда я и получил свою травму», — рассказывает Анатолий из Самары, работавший
Приехав в Москву, полтора года Анатолий проработал без нареканий, но однажды
«Мы очень торопились сдать объект, поскольку на очереди было еще три или четыре. Мало того что в тот день я не выспался, так еще и не закрепил как следует страховку», — вспоминает бывший строитель.
Молодой человек сорвался с высоты шестого этажа. В больнице его чудом откачали, но профессию пришлось оставить: у Анатолия серьезно повреждены бедренная кость и мышцы. Часть кости пришлось восстанавливать с помощью металлических штырей. Теперь Анатолий разбирается с последствиями травмы.
«Теперь я хромаю, и это навсегда. Меня мучают постоянные боли, и обиднее всего то, что травму я получил только по своей вине. Никаких выплат от работодателя не было, пришлось лечиться самому», — говорит мужчина.
Лучше свое, чем казенное
Еще одна причина частых травм и даже смертей — экономия на рабочей одежде и инструментах.
Многие компании, не желая тратиться на качественные рабочие робы для сотрудников, покупают одежду из вредных, а то и опасных материалов. Как следствие, рабочие ее не носят и получают дополнительные повреждения.
Юрий недавно уволился с компрессорной станции одного из заводов в Свердловской области. Одна из причин — конфликт с инженером по технике безопасности.
«Эта барышня заставляла нас носить форму, которая выдавалась от предприятия. А так как руководство экономило на всем, то одежда была самая дешевая, из непонятного «стеклянного» материала, — вспоминает бывший слесарь Юрий.
«Стекляшка» вспыхивала от одной искры и плавилась, въедаясь в кожу.
Юрий отмечает, что на производстве не выделяли также и очки, и рукавицы — приходилось покупать на свои деньги. Одни только перчатки из армидного волокна обходились в 200 рублей.
Работодатели экономят не только на одежде, но и на станках и даже специалистах по их обслуживанию.
«А у нас на предприятии работодатель экономит так: вместо
В результате в ангаре жара, дым столбом. Рабочие чихают и кашляют.
Два года назад Александр Иванов (фамилия изменена) устроился на работу в компанию, которая делает коробки из картона. Настроить новое оборудование приехали специалисты из Франции, вот только отечественный владелец решил сэкономить и установил неполный комплект — без системы очистки воздуха.
«В результате мы задыхались от пыли, а конвейер постоянно приходилось чистить, потому что он забивался. А так как мастеров по чистке не было, то рабочие нередко резались об острые ножи», — рассказывает Александр.
Убьюсь, но заработаю
Риск погибнуть не останавливает тех, кто хочет быстро заработать.
Пилоты внутренних авиалиний и вертолетчики нередко берут на борт лишний груз, за который им платят в конверте. Шесть лет назад на севере страны
Жертвы-2009
- 2238 человек пострадали на обрабатывающем производстве
- 1750 строителей погибли или получили инвалидность
- 1153 человека заработали увечья в сельском и лесном хозяйствах
- 1025 работников транспорта попали в аварии на службе
- 539 нефтяников и газовиков получили ранения на работе