Станислав КУЛИКОВ,
генеральный директор компании «ПетроСтимул»
Пост- или еще-не-посткризисный этап истории отметился на рынке труда удивительным дисбалансом: кадров сколько угодно, но нужных не найдешь.
Переходный период на кадровом рынке в целом, как считают специалисты, растянулся на 2003-2010 годы. И это же время нужно разделить на две части. С чем это связано?
Во-первых, 2003-2008 годы - это «бум» на строительном рынке. В это время мало кто заботился о качественном составе своего топ-менеджмента и среднего звена. В топах зачастую присутствовали родственники, друзья детства. Время стремительно менялось, нужно было зарабатывать деньги, к тому же прибыль в среднем все равно в разы превосходила потери. Поэтому начальство чувствовало себя весьма вольготно, несмотря на пробелы в знаниях и промахи в управленческих решениях.
Во-вторых, появились разработки новых систем или подходов управления производством в областях проектирования и обслуживания. В обиход вошло новое слово - девелопер, у западных инвесторов проснулся интерес к России и, как следствие, на российском рынке появилось большое количество сильных зарубежных проектных и строительных компаний. Они пришли со своими законами, со своим пониманием ведения бизнеса и зачастую навязывая свои правила. Потому этот период можно охарактеризовать определенной неразберихой в функциональных обязанностях специалистов, в названиях специальностей, в вопросах, связанных с тем, какое дополнительное образование топ-менеджер или технический специалист в данных условиях должен получать.
ИНТЕРЕСНАЯ КАРТИНА: с одной стороны, нужно работать по 12 часов в сутки, с другой - учиться новым технологиям. А где, как и в каком заведении - непонятно. Резюмируя вышесказанное, выводим итог: в тот период люди в основном вкалывали, подстраивались под реалии, но не всегда их понимали, от того и КПД вряд ли повышался, и результаты работы были несопоставимы с требованиями времени.
НОВЫЙ ОПЫТ и новые знания со временем повысили уровень подготовки кадров. Опыт приходил на практике, а новые знания получались на курсах. Хотя модное течение - пройти курс по повышению квалификации или переквалификации поддерживали не все работодатели.
К тому же то время характеризовалась устойчивым желанием уехать из регионов на заработки в столицу. Все, от простых рабочих до руководства, желали получить рабочее место ближе к кремлевским звездочкам, надеясь на более высокую зарплату и статус.
СЕЙЧАС В ОКЕАНЕ «высоких постов» происходит иная ситуация: постоянная миграция менеджеров высшего звена. Люди переезжают в Москву или из Москвы, руководствуясь личными интересами: если в регионе есть любопытные задачи, отчего бы там не поработать? Топ-менеджер сегодня - человек цели, задачи. Его интересуют получение дохода, бытовые условия и качество работы, а в каком городе применять свои знания, особой разницы нет. Наблюдается даже некая тенденция: уехавшие в Москву питерцы возвращаются назад.
Если рассматривать резюме, которые сейчас получает потенциальный работодатель, а конкретно, графу: «готов ли к переезду», можно сказать уверенно: 50% специалистов готовы. А если считать только топ-менеджеров, то переезд не пугает 85% из них. и кроме вариантов в России, они с удовольствием рассматривают возможности работы за рубежом.
НО ПРОБЛЕМА НЕ В МИГРАЦИИ, а все в той же подготовленности кадров. Многие просто не соответствуют требуемому уровню руководителей предприятий, в частности, Петербурга. Есть даже свежий пример: в заявку на специалистов от одной крупной проектной организации внесен пункт, который раньше не встречался - рассматриваются соискатели, имеющие образование только петербургских вузов.
Конечно, всех стричь под одну гребенку нельзя, и нужно четко понимать - какой регион чем силен. Для этого достаточно изучить карту российских высших учебных заведений. Если брать базовые компании, которые решают технические вопросы, проектируют, строят, то где расположены они, там же расположен и их базовый вуз. То есть, если в каком-то регионе есть авиационный вуз и там же расположено профильное предприятие, можно говорить о некой спецификации.
Существует ошибочное мнение, что в период кризиса освободился большой пласт высококвалифицированных кадров. Но на деле ключевые специалисты, отвечающие всем критериям своей квалификации, - могут чувствовать себя спокойно даже в разгар кризиса, при мощной волне сокращений.
Кого сокращают в первую очередь? Фирмы, испытывающие сложности, избавляются от балласта - не ценных, не справляющихся с задачами работников. Если в «сытые» времена их можно потерпеть, то в «голодные» платить зарплату подобным кадрам не имеет смысла. Непрофильные и малоквалифицированные работники, кочующие из фирмы в фирму, так же мало устраивают руководство.
ЕСЛИ ПОДВЕСТИ ИТОГ: хороших специалистов как было мало, так мало и осталось. Поэтому многие компании стараются смотреть в будущее и сохранять их, понимая, что восстановиться после большого кадрового сокращения в том же составе будет практически невозможно. Поэтому совершенно справедливо можно сказать, что лозунг докризисного времени «Людей много, а специалистов мало» остался актуальным и теперь.
ПРИМЕРОМ МОЖЕТ СЛУЖИТЬ ГИП (главный инженер проекта). На сегодняшний день - хороший ГИП на вес золота. Во-первых, ГИП это не только образование и приличный опыт работы по специальности, это еще и, выражаясь фигурально, определенное состояние души.
Не зря один уважаемый архитектор назвал помощников ГИПов - подгипниками, указывая на то, что специалисту еще предстоит длинный путь до необходимого профессионального уровня. На сегодняшний день существует проблема подбора ГИПов. (Мы говорим об уровне высококлассного специалиста).
Если перед компанией ставится конкретная задача найти ГИПа 45 лет, это практически невыполнимо. На рынке труда есть ГИПы 30-35 лет, хорошо образованные, но с малым опытом ведения значимых объектов («подгипники» - слэнг) или старше 50-55 лет. Это очень опытные специалисты, но они постепенно уходят с рынка. Первой категории нужно 10 лет опыта, а вторая уменьшается по естественным причинам. Поэтому в ближайшее время ожидается дефицит этих специалистов более 50%.
ЕСЛИ БРАТЬ ТРЕТЬЮ категорию кадров - рабочих, то ситуация опять же похожа. К примеру, строительная компания хочет получить готового, хорошо обученного специалиста, с приличным опытом работы. А ведь если подумать, специалиста без опыта работы просто не бывает. Получить же опыт потенциальный работник может только в той же строительной фирме. Замкнутый круг? Если брать строительную площадку, только 10 рабочих из всей массы являются профессионалами. Остальные 50 -это подсобники. (В основном, из числа гастарбайтеров). Дефицит как был, так и остался, ситуация по присутствию и отсутствию хороших специалистов на рынке осталась неизменной.
СЕЙЧАС ВЕДУТСЯ ДИСКУССИИ о том, как решать эти вопросы, ведь система среднего образования, подготовки рабочих разрушена. На сегодняшний день учебных заведений, которые готовят рабочих специалистов, - очень немного. Одним из очевидных решений является необходимость восстановления системы профессионального образования. Но откуда эта система буде т финансироваться: от строительного сообщества, из Федерального бюджета, городских бюджетов?
Самый простой способ закрыть эту проблему - нанимать гастарбайтеров. Самый сложный - популяризовать саму профессию и вести работу с молодежью. Других вариантов нет.
ТАК СУЩЕС
Ton-менеджмент, офисный клерк, разнорабочий - люди наемные. Их естественное желание - получить зарплату. Желание же владельца компании - получить прибыль. Разные принципы подхода, несмотря на кажущуюся схожесть идей.
Чтобы желания и конечный результат совпадали, нужно либо нанимать готовых специалистов, платя им хорошие деньги, либо растить своих, позволяя новичкам накапливать нужный опыт.
Источник: «The CHIEF», 4(59) МАЙ 2010, 2010