В июле суммарная задолженность по зарплате в России увеличилась на 11,1% и по состоянию на 1 августа составила 3,398 млрд руб., сообщает во вторник Росстат. Это первый случай значительного роста задолженности, который ведомство фиксирует с февраля 2010 г.
Объем просроченной задолженности составил 1% месячного фонда заработной платы. Задолженность имели 174 000 человек (около 1% работников по обследуемым Росстатом видам экономической деятельности). Из них более половины (52%) — работники обрабатывающих производств, 15% — сельского хозяйства, охоты и лесозаготовок, 8% — строительства, 6% — транспорта; на долю работников, занятых в области культуры, образования, здравоохранения и предоставления социальных услуг, приходится лишь 2%.
По данным статистики, долги из-за отсутствия у организаций собственных средств составили 98,3% общей суммы просроченной задолженности (выросли на 11,8%). А задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из госбюджета снизилась за месяц на 21,8%. Росстат отмечает, что треть (33%) долгов перед работниками образовалась именно в июле.
Замдиректора ИМЭМО РАН Евгений Гонтмахер считает главной причиной внезапного роста задолженности жару, а точнее — форс-мажорную ситуацию, которая сложилась в экономике страны в связи с аномальным потеплением. По его словам, в июле компании терпели убытки, нарушилась система взаиморасчетов, ощущалась нехватка оборотных средств. В этой ситуации работодатели могли придерживать выплату окладов сотрудникам.
С ним согласен завлабораторией прогнозирования трудовых ресурсов РАН Андрей Коровкин, который замечает, что никакими другими причинами этот феномен объяснить невозможно — сезонный фактор роста задолженности обычно заметен зимою (в начале календарного года). Годом ранее — в июле — задолженность по зарплатам падала. Он не исключает, что долги могли вырасти и по вполне тривиальным причинам — из-за экстренных отпусков.
Сотрудник одной торговой компании рассказал «Ведомостям», что «из-за жары все начальство в отпуске и финансовый директор просто не подписал ведомости».
Гонтмахер и Коровкин не видят реальных причин для дальнейшего роста долгов: июльский рост не считают событием эксраординарным, тем более что суммарная задолженность ничтожна мала (почти втрое меньше, чем в июне 2009 г.), да и доля работников, которым компании должны, относительно невелика.
Динамика просроченной задолженности по зарплате с начала 2009 г. (Росстат)