Все промышленные предприятия в России, использующие в своей деятельности радиационно опасные приборы, могут остаться без иностранных работников. В Высшем арбитражном суде на днях будет рассматриваться дело о найме экспатов геофизической компанией. Если суд встанет на сторону правоохранительных органов, осложнится работа не только крупнейших зарубежных компаний, но и российских нефтяников, которые также используют труд иностранцев.
В прошлом году прокуратура возбудила административное дело против ЗАО «Поморнефтегазгеофизика», которое оказывает услуги по проведению геофизических исследований для нефтегазовых предприятий. Правоохранительные органы полагают, что, поскольку компания в своей работе использует геофизические проборы, содержащие радиоактивные вещества, она не имела права нанимать на работу граждан Украины.
Прокуратура ссылается на постановление правительства от 11 октября 2002 года №755, которое содержит перечень организаций, где иностранцы не могут работать. Пункт 3 перечня как раз указывает на «организации, в состав которых входят радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, на которых осуществляется разработка, производство, эксплуатация, хранение, транспортировка и утилизация ядерного оружия, радиационно опасных материалов и изделий».
К радиационно опасным объектам прокуратура в своем постановлении (копия есть у РБК daily) отнесла буровые скважины Архангельской области и Ненецкого автономного округа, автомашину «КамАЗ», помещение эталонировки скважинных приборов, хранилище закрытых радионуклидных источников. В ближайшее время дело будет рассматривать Высший арбитражный суд (данные по делу есть в базе суда). Две первые инстанции заняли сторону ЗАО, но кассационный суд отметил эти решения.
В «Поморнефтегазгеофизике» не согласны с такой трактовкой закона. По словам представителя компании, скважины принадлежат заказчикам, то есть крупным нефтяным компаниям, у которых тоже есть геофизические подразделения, работающие с радиоактивными источниками, и сотрудники-иностранцы. «Мы сегодня защищаем не столько себя, сколько наших заказчиков, фактически всю российскую нефтянку», — говорит он.
Российские ВИНК и крупные иностранные нефтесервисные компании комментировать РБК daily эту ситуацию не стали. Однако источники в нескольких компаниях отметили, что за восемь лет действия постановления с подобными проблемами не сталкивались, а на геофизических предприятиях работают иностранные граждане. По некоторым данным, 80—90% нефтесервисных компаний, работающих на российском рынке, имеют в своем штате граждан других государств. В Ростехнадзоре в пятницу не смогли прокомментировать эту информацию.
Приборы, содержащие радиоактивные источники слабой мощности, применяются на протяжении уже нескольких десятилетий, и не только в нефтегазовой отрасли, но, например, горнорудными, золотодобывающими компаниями. По мнению представителя «Поморнефтегагеофизики», расширительное толкование закона может создать правовой прецедент, а в дальнейшем — затруднить работу геофизических компаний, как российских, так и иностранных. В большинстве своем компании используют приборы иностранного производства, которые не могут эксплуатироваться без привлечения высококвалифицированной иностранной рабочей силы. Кроме того, правоприменительная практика может пойти дальше и запретить нанимать на работу предприятий, работающих с радиационным оборудованием, иностранных топ-менеджеров.
Генеральный директор Союза производителей нефтегазового оборудования Александр Романихин считает сложившуюся ситуацию комичной. По его словам, если пойти по такому пути, то можно запрещать труд экспатов и в медицине. «Боюсь, как бы это не послужило поводом для злоупотребления со стороны правоохранительных органов и Федеральной миграционной службы. Фактически из ничего можно сделать очень опасный прецедент, а это грозит прекратить работу серьезных компаний. Полагаю, что нужно корректировать подобного рода законы», — говорит он.
Законодатели оказались более категоричны. Заместитель председателя Госдумы, член комитета по энергетике Александр Бабаков отметил РБК daily, что целью любого государства является трудоустройство своего гражданина, а привлечение иностранцев оправдано тем, что есть сферы, которые по той или иной причине не могут поглотить рабочую силу, предлагаемую внутренним спросом. «Выступаю за то, чтобы был максимально задействован труд граждан России. Вполне естественным является ограничение тех или иных сфер деятельности», — сказал депутат.