Министры финансов «Большой двадцатки» обещали представить подробный план действий по выходу из долгового кризиса. В принципе, это вполне реальные меры. Речь идет о параметрах увеличения Европейского стабилизационного фонда, выкупе мусорных облигаций с низким заемным рейтингом (в первую очередь речь идет о Греции) и рекапитализации банков. Европейский экономический истеблишмент пока не готов заниматься тем, к чему уже практически готова Америка.
Просто так взять и напечатать деньги, как американцы, европейцы не могут
Во-первых, у них нет механизмов. Так что заявленные меры трудно реализовать практически. Маастрихтские механизмы практически полностью блокируют быстрое принятие решения. Просто так взять и напечатать деньги, как американцы, они не могут. Поэтому у них появление денег связанно с выделением требуемой суммы напрямую из бюджетов стран-участниц (а не с их печатанием напрямую европейским Центробанком). Это довольно сложная процедура. Не случайно, когда Германия принимала решение о помощи Греции, агентство Standartand Poor предупредило немецкие власти, что в таком случае они понизят кредитный рейтинг этой страны, поскольку у нее ухудшится баланс. При этом, если они не примут такого решения, начнется разрушение Еврозоны.
Получается и так плохо, и эдак тоже. Потому что выходит, что люди нашли деньги, которых нет в бюджете (это же не профицитный бюджет - долг Германии составляет 89% от ВВП при норме в 60%). Понятно, что вышеперечисленные меры призваны успокоить рынки. Конечно, для рынков было бы лучше напечатать деньги. Пока они не обесценятся, рынки страшно довольны в ситуации, когда все показатели (акции и цены на сырье) идут вверх. Но потом через некоторое время вверх начинают идти все остальные цены. А ведь в условиях высокой инфляции цены на базовые товары растут медленнее, чем цены на производные товары. То есть, грубо говоря, если цены на сырье или финансовые агрегаты выросли вдвое и вы страшно разбогатели, то выясняется, что любой произведенный шпунтик и все остальное выросло уже в пять раз. В итоге получается, что вы в два с половиной раза беднее.